Если вы решили заняться продвижением сайта самостоятельно, возьмите на вооружение незаменимый инструмент, который дает массу возможностей — Google Search Console (Google Webmaster Tools — старое название). В этой статье мы рассмотрим, как начать работать с этим сервисом от Google и что полезного в нем есть.

Сегодня будем разбирать, как добавить сайт в SEO-инструменты для веб-мастеров:
Как добавить сайт в Google Search Console
Google Search Console или Google Webmaster Tools — это бесплатный инструмент для веб-мастеров, с которого следует начинать свою работу по аналитике сайта. С помощью него вы сможете узнать:
- о наличии критических ошибок на сайте;
- об индексации сайта поисковыми роботами;
- какие ресурсы ссылаются на ваш сайт;
- по каким запросам посетители переходят на ваш сайт из поиска;
- и другие полезные данные.
Чтобы начать пользоваться сервисом, вам понадобится аккаунт в Google. Если у вас нет аккаунта, его можно создать за пару минут по ссылке.

Если у вас уже есть аккаунт в Google, то перейдите по ссылке и введите адрес своего сайта в поле одного из способов подтверждения:

В Google Search Console можно подтвердить права на сайт несколькими способами:
- С помощью DNS.
При данном способе подтверждения можно ввести имя сайта, например: domen.com без протоколов https или http, без www и т.п.
После того, как ввели имя сайта, во всплывающем окне копируем текстовую запись, которая начинается с google-site-verification:

Рассмотрим, как добавить текстовую запись в конфигурацию DNS для домена на примере панели управления хостингом cPanel.
На домашней странице cPanel найдите Zone Editor в блоке Домены.

В списке выберите нужный домен и нажмите Управлять.

В поле имя выбираем домен, тип — TXT, в поле запись.
После того, как добавили запись, нужно подождать некоторое время. Обычно DNS обновляется в течение нескольких часов.
Другие способы позволяют подтвердить права на сайт только по указанному адресу с определенным протоколом. Например:
http://domen.com/
http://www.domen.com/
https://domen.com/
https://www.domen.com/
Способы подтверждения следующие:
- тег HTML, который размещается на главной странице сайта. Он должен находиться в разделе перед первым разделом ;
- HTML-файл, размещается в корневой директории сайта;
- аккаунт Google Analytics;
- менеджер тегов Google (Google Tag Manager).
Наиболее популярный способ подтверждения — через HTML-файл. В сервисе Google Search Console генерируется HTML-файл (вид файла будет примерно таким — google649629dcb50faf0e.html), его необходимо скачать и загрузить в корневую директорию вашего сайта по инструкции. Файл должен быть доступен по адресу — https://ваш_сайт/google649629dcb50faf0e.html. Если страница без проблем открывается в браузере, нажмите кнопку “Подтвердить”.

После подтверждения прав можно пользоваться сервисом.
При покупке на год — скидка 20%
Основные возможности панели Google Search Console
Выбрав в панели инструментов нужный сайт, мы получим информацию о его текущем статусе:
- уведомления и критические ошибки;
- ошибки сканирования;
- количество поисковых запросов за определенный период;
- информацию о файле sitemap и наличие ошибок в нем.

На данный момент в панели Google Search Console есть следующие разделы:
- Сообщения
- Эффективность
- Проверка URL
- Покрытие
- Файлы Sitemap
- Удаление
- Скорость загрузки
- Удобство для мобильных
- Меры, принятые вручную
- Проблемы безопасности
- Прежние инструменты и отчеты
- Ссылки
Теперь подробнее о каждом из них.
Сообщения
В этот раздел приходят уведомления о различных ошибках на сайте и ежемесячные отчеты по сайту. Если возникли проблемы с ранжированием или индексацией сайта, в первую очередь посмотрите, нет ли сообщений о критических ошибках.

Эффективность
Один из самых полезных отчетов для владельцев сайтов. В нем можно получить следующие данные:
- поисковые запросы, по которым посетители переходили на сайт;
- страницы, на которые были переходы с поиска;
- количество показов сайта по определенным запросам, количество кликов, средний CTR (процент показов, которые привели к кликам) страницы сайта в поиске, средняя позиция по запросу в поиске.
- страны, в которых был выполнен поисковый запрос;
- тип устройства, с помощью которого был задан запрос.

Проверка URL
С помощью данного инструмента можно узнать, проиндексирована ли конкретная страница, как Google видит страницу вашего сайта при индексировании, есть ли какие либо ошибки на странице. Также в этом разделе можно отправить новую страницу на индексацию или сообщить об изменениях на старой странице. Более подробно можно прочитать в статье Как добавить сайт в Google.

Покрытие
В данном разделе можно получить информацию о количестве проиндексированных страниц, страницах которые не показываются в результатах поиска, страницы, которые по разным причинам не удалось проиндексировать. Можно найти конкретные страницы с ошибками и получить рекомендации по исправлению.

Файлы Sitemap
В этом подразделе можно добавить файл sitemap.xml и проверить его на наличие ошибок.

Удаление
Если Google проиндексировал страницы, которые вы хотите убрать из поиска, этот инструмент позволяет временно (на срок до шести месяцев) исключить страницы из поисковой выдачи.

Скорость загрузки
На момент написания статьи этот отчет находится на стадии экспериментальной функции. Отчет показывает насколько быстро загружаются страницы вашего сайта для мобильных устройств и ПК.

Удобство для мобильных
В отчете можно обнаружить страницы сайта, которые неудобны для просмотра на мобильных устройствах.

Меры, принятые вручную
В этом подразделе могут появиться сообщения о различных нарушениях, обнаруженных на вашем сайте, и способы их устранения. Нарушения могут быть следующего вида: неинформативное бесполезное содержание, скрытый текст, избыточное количество ключевых слов, искусственные ссылки на ваш сайт или с вашего сайта и т.д.
Проблемы безопасности
Если у сайта возникнут какие-либо проблемы с безопасностью (например, сайт взломан и заражен вирусом), то в этом разделе вы увидите уведомления.
Прежние инструменты и отчеты
Эти отчеты содержат инструменты из старой версии Google Search Console.
Таргетинг по странам и языкам. Если на вашем сайте есть возможность выбора языковой версии и на страницах сайта используется атрибут hreflang, этот отчет помогает выявить ошибки с этим атрибутом.

Статистика сканирования. В этом подразделе находятся графики с данными за последние 90 дней. На них показано количество сканированных страниц в день, количество килобайт, загруженных за день, и время, которое было потрачено на загрузку страницы (конечно, чем меньше, тем лучше).

Параметры URL. С помощью этого инструмента можно составить рекомендации для робота Google по индексации страниц с определенными параметрами.

Веб-инструменты
В этом разделе можно найти ссылки на инструменты:
Средства тестирования
- Инструмент проверки структурированных данных;
- Мастер разметки структурированных данных;
- Инструмент проверки разметки в письмах.
Другие ресурсы
- Google Мой бизнес — инструмент для размещения информации о компании в поиске Google и на Картах Google;
- Google Merchant Center — позволяет продавцам публиковать данные о своих магазинах и товарах в Google Покупках и других сервисах Google;
- PageSpeed Insights — инструмент для проверки скорости загрузки сайта и удобства просмотра на мобильных устройствах;
- Пользовательский поиск — инструмент для поиска по сайту от Google;
- Google Домены — сервис работает в США;
- Академия для веб-мастеров — советы по созданию сайтов, ссылки на полезные ресурсы.
Ссылки
Внешние ссылки. В этом разделе собраны данные о количестве ссылок, их текстах и страницах, на которые ведут ссылки с других сайтов.
Внутренние ссылки. Этот отчет содержит количество внутренних ссылок на ту или иную страницу вашего сайта. Используйте эти данные, когда требуется распределить ссылочный вес по страницам сайта.
Вот и все основные моменты, о которых следует знать, начиная работать с Google Webmaster.
В следующей статье рассмотрим, как установить и настроить самый распространенный счетчик аналитики на ваш сайт — Google Analytics.