Шаг 3. Как подобрать ключевые слова

Нас уже начали спрашивать: “Когда будет следующая статья?”, и мы решили не затягивать с публикацией:) После того, как вы научились самостоятельно проводить технический аудит сайта, самое время рассказать, как правильно подобрать ключевые слова для продвижения сайта.

Ключевые слова можно использовать для контекстной рекламы в Google Adwords и Яндекс Директ, для внутренней и внешней оптимизации сайта. Для внутренней оптимизации ключевые слова используются при составлении метатегов (Title, Description) и заголовков, для написания текстов и перелинковки. Оптимизировав страницы под ключевые слова, вы сможете значительно увеличить трафик на ваш сайт.

подбор ключевых слов для сайта

Из подобранных ключевых слов можно составить семантическое ядро сайта — список релевантных ключевых слов, распределенных по сайту. Собранные ключевые слова обсчитываются по частотам, фильтруются и группируются по разделам. В итоге получаем собранное семантическое ядро. Пример фрагмента семантического ядра:

пример семантического ядра

Перед подбором ключевых слов ознакомимся с тем, какие бывают поисковые запросы. Это поможет вам правильно выбирать ключевые слова в зависимости от типа вашего сайта (интернет-магазин, сайт-визитка, контентный проект).

Типы поисковых запросов

Поисковые запросы делятся на типы:

  • Информационные — запросы, которые задают пользователи, желая найти интересующую его информацию (статью, видео и другие материалы). Например: как установить счетчик посещений сайта, что такое виртуальный хостинг и т.д. ;
  • Навигационные — запросы, по которым пользователи ищут конкретный сайт. Например: вконтакте, одноклассники и т.д.
  • Транзакционные — запросы, которые выражают желание пользователей произвести какую-нибудь транзакцию (покупку, регистрацию или другое действие). Например: купить ssl сертификат, скачать wordpress, цены на хостинг и т.д.

Какой тип запросов будет для вашего сайта наиболее приоритетным можно определить, отталкиваясь от типа сайта. Для интернет-магазинов самыми приоритетными будут транзакционные запросы, затем навигационные/брендовые, и только потом информационные. Для сайтов-визиток на первом месте брендовые/информационные запросы, менее важны навигационные и транзакционные. Для контентных проектов порядок важности запросов будет такой: информационные, брендовые, навигационные, транзакционные.

Любые типы ключевых слов подбираются с помощью инструментов, которых огромное количество. Остановимся на тех, которые чаще всего используются и нравятся нам.

Инструменты для подбора ключевых слов

Инструменты для подбора ключевых слов можно условно разделить на:

  • сервисы;
  • готовые базы слов;
  • программы.

Сервисы

Яндекс.Вордстат — бесплатный сервис от Яндекс для подбора запросов. Данными Яндекс.Вордстат пользуется бОльшая часть сервисов и программ, которые значительно облегчают процесс подбора запросов.

яндекс вордстат

Сервис Яндекс.Вордстат позволяет еще оценивать и сезонность запроса:

запросы в яндекс вордстат

Google Keyword Planner — бесплатный сервис подбора запросов от Google. Чтобы им пользоваться, нужно создать аккаунт в Google Adwords.

google keyword planner

Serpstat — многофункциональный инструмент для подбора запросов и анализа конкурентов. Описание этого сервиса потянет на целую статью. С помощью Serpstat можно анализировать запросы, по которым конкуренты получают трафик из поисковых систем или показывают контекстную рекламу. Стоимость сервиса — от $19 в месяц.

serpstat

Semrush — незаменимый сервис для веб-мастеров, которые работают в англоязычном сегменте. По многим функциям схож с сервисом Serpstat, но база запросов для Google.ru и Google.com.ua значительно уступает отечественным аналогам. Стоимость сервиса — от $69.95 в месяц.

semrush

Spywords — платный сервис, с помощью которого можно проанализировать по каким запросам конкуренты получают посетителей из поиска и контекстной рекламы. Собирает данные по Google и Яндекс. Стоимость сервиса 1950 рублей в месяц.

spywords

Keyword Tool — инструмент для сбора ключевых слов, которые используются при поиске в Google, YouTube, Bing, Amazon и App Store. В бесплатной версии можно получить до 750 ключевых слов для одного запроса. В платной версии есть возможность получить еще больше ключевых слов из поисковых подсказок, стоимость клика в Google Adwords, число запросов и другие данные. Стоимость платной версии от $48 в месяц.

keywordtool

Rush Analytics — сервис для автоматизированного подбора и группировки ключевых слов. Из преимуществ можно отметить высокую скорость работы, возможность обработки данных любых объемов, отсутствие каптч при сборе запросов. Стоимость — 0,03 рубля за сбор запросов с одной страницы Яндекс Wordstat.

rush analytics

Базы

Базы Пастухова — большой архив русскоязычных и англоязычных баз ключевых слов. В базах больше миллиарда ключевых слов. Из минусов — высокая стоимость, не частые обновления (обновляется пару раз в год).

базы ключевых слов

Букварикс — бесплатная база, которая содержит более 1,5 миллиарда слов русскоязычного сегмента Интернета.

букварикс

Moab — база ключевых слов, которая содержит 3,2 миллиарда запросов из Яндекс.Метрики, 6 миллиардов запросов из Яндекс.Подсказок, 2 миллиарда англоязычных запросов из Google. Стоимость базы от 250 руб в месяц.

moab

Программы

Key Collector — одна из самых популярных программ для сбора семантики и последующей обработки полученных данных. Программа содержит широкий функционал, позволяет собирать ключевые слова из различных источников. Стоимость программы Key Collector 1700 рублей.

key collector

Slovoeb — урезанная версия программы Key Collector. Распространяется бесплатно, но обновляется нерегулярно и нет техподдержки.

slovoeb

Магадан — программа для автоматического сбора, анализа и обработки ключевых слов. Программа имеет бесплатную версию с ограниченным функционалом. Платная версия стоит 1500 рублей.

программа magadan parser

Как подбирать ключевые слова

Рассмотрим, как работает подбор ключевых фраз на примере программы Key Collector. Программа имеет хороший функционал, недорогая, многие веб-мастера смогут ее себе позволить. Вы можете использовать и другой инструмент, но алгоритм подбора ключевых слов будет похож:

  1. Выбор базовых или маркерных запросов.
  2. Расширение выбранных запросов.
  3. Чистка собранных фраз.
  4. Группировка поисковых запросов.

Для примера возьмем магазин спортивного питания. Структура сайта, в зависимости от наличия групп товаров, может иметь следующий вид:

Спортивное питание
          Протеин
                    Сывороточный протеин
                    Соевый протеин
                    Яичный протеин
                    Молочный протеин
          Креатин
          Гейнеры
         Аминокислоты
         Жиросжигатели

1. Для начала выберем базовые запросы или маркерные запросы. Маркерные запросы — это те, которые четко отвечают продвигаемой странице. Такими запросами могут быть названия разделов, категорий и т.п.

Маркерные запросы можно подобрать путем парсинга заголовков разделов сайтов конкурентов. Это можно сделать с помощью программ Screaming Frog, Netpeak Spider или других подобных аналогов. Если у вас нет данных программ, можно собрать заголовки вручную с помощью букмарклета (небольшая JavaScript-программа), который выделяет и подсвечивает заголовки.

Как работает букмарклет:

1) перетаскивайте ссылку “Подсветка заголовков” (находится здесь arsenkin.ru/tools/bookmarklet) на панель закладок;
2) нажимайте на закладку для подсветки заголовков на странице.

Выглядит подсветка следующим образом:

букмарклет подсветка

На одну страницу можно подбирать несколько маркерных запросов, например, это могут быть синонимы:

сывороточный протеин
сывороточный белок

Где можно подобрать синонимы:

Словари Яндекс
Словари на Грамота.Ру
Викисловарь

Еще нужно учесть случаи, когда возможны варианты написания слов на русском и английском языках. Например:

протеин universal
протеин юниверсал

После подбора маркерных запросов собираем по ним левую колонку Яндекс.Вордстат. Для сбора запускаем Key Collector и создаем там проект. Для точной оценки ключевых слов выбирайте нужный регион. Сделать это можно с помощью кнопки в панели состояния, которая находится внизу интерфейса программы:

выбор региона key collector

Остальные рекомендации по настройке программы можно прочитать на сайте разработчика в разделе — Общие советы по настройке.

2. После настройки программы выбираем пакетный сбор из левой колонки Яндекс.Вордстат и вставляем наши маркерные запросы:

пакетный сбор из левой колонки вордстат в key collector

3. Следующий пункт — это чистка запросов. Из подобранных слов необходимо удалить нецелевые ключевые слова (минус-слова). Что это могут быть за слова? Для коммерческих сайтов это слова «бесплатно», «инструкция», «скачать»; слова, связанные с онлайн-играми и соц.сетями («вконтакте», «одноклассники», «WOW», «WOT» и т.п.); бренды конкурентов, нецелевые регионы и города. Для информационных сайтов это слова, которые заключают в себе коммерческую цель (“купить” “продажа” и т.п.).

Как выглядят такие ключевые слова на примере магазина спортивного питания:нецелевые запросы

С помощью поля “Быстрый фильтр” можно находить минус-слова и удалять их:

минус слова в key collector

Для поиска минус-слов воспользуйтесь еще инструментом “Анализ групп”:

поиск минус слов в key collector

В программе Key Collector предусмотрен функционал для работы со списками стоп-слов. Можно делать различные списки и потом уже удалять минус-слова из подобранных фраз.

стоп-слова

Возможно вам пригодится готовый список минус-слов по различным тематикам.
Еще полезные советы по чистке запросов можно прочитать в статье “9 способов чистить поисковые запросы в Key Collector” на блоге Shakin.ru.

После чистки запросов собираем частотности в кавычках и в кавычках с восклицательным знаком. Для этого кликаем на «Сбор статистики Yandex.Direct»:

Частотность слов

Удаляем запросы, имеющие нулевую частотность в кавычках, исключение составляют сезонные запросы:

слова с нулевой частотностью

4. Следующим шагом будет группировка собранных запросов. Каждой группе запросов соответствует один раздел сайта. При необходимости группы разбиваются на подгруппы, каждая из которых будет соответствовать отдельной странице сайта.

Информационные запросы выделяем и переносим в отдельную группу, т.к в нашем примере в первую очередь важно получить транзакционные запросы. После составления семантического ядра для основных страниц, можно использовать группы информационных запросов для написания текстов, чтобы получить дополнительный трафик.

Выделять группы можно с помощью инструмента “Анализ групп”:

анализ группгруппы слов в key collector

В примерах выше видно, что в ключевых словах, подобранных по запросу “сывороточный протеин”, есть группа запросов, которые выражают некоторые потребности пользователей. Эти группы запросов мы переносим в подраздел, который можно будет создать на сайте.

Изначально в нашем примере были следующие группы:

Спортивное питание
          Протеин
                    Сывороточный протеин

После распределения запросов добавились подгруппы:

Спортивное питание
          Протеин
                    Сывороточный протеин
                              Изолят
                              Концентрат

По такому принципу группируются и остальные подобранные запросы.

После подбора основной семантики можно расширить ключевые слова путем сбора поисковых подсказок. Собранные поисковые подсказки фильтруются и группируются аналогичным способом, который описан выше.

поисковые подсказки

Поисковые подсказки — это наиболее популярные запросы, начинающиеся на уже введенные буквы в строке поиска:

яндекс поисковые подсказки

google поисковые подсказки

Еще один способ расширить семантическое ядро — добавить в семантику запросы конкурентов с помощью сервиса Serpstat:

serpstat конкуренты

Итак, теперь вы знаете, как правильно подобрать ключевые слова и составить семантическое ядро для сайта. Если в чем-то не разобрались, пишите комментарии, мы с радостью вам подскажем.

В следующих статьях рассмотрим, как использовать собранные ключевые слова для оптимизации текстов, метатегов и перелинковки.

Ищете хороший хостинг для своего сайта? У нас вы можете протестировать его, прежде чем покупать, просто отправьте заявку ↓

Тестировать хостинг 30 дней!

Читайте также:

Руслан

SEO-специалист. "Лучшее место для того, чтобы спрятать труп - вторая страница поиска Google".
Понравилась статья? Оставь свой голос!
  • Sergey Drago

    Спасибо за статью 🙂 Список минус-слов тоже пригодится.

  • Oleg Sokolov

    Программа «Slovoeb» улыбнула.)