Нас уже начали спрашивать: «Когда будет следующая статья?», и мы решили не затягивать с публикацией:) После того, как вы научились самостоятельно проводить технический аудит сайта, самое время рассказать, как правильно подобрать ключевые слова для продвижения сайта.
Примечание: в статье содержится партнерская ссылка.
Что такое ключевые слова
Ключевые слова в контексте поисковой оптимизации — это слова или фразы, которые описывают содержимое веб-страницы.
Ключевые слова можно использовать для контекстной рекламы в Google Ads, для внутренней и внешней оптимизации сайта. Для внутренней оптимизации ключевые слова используются при составлении метатегов (Title, Description) и заголовков, для написания текстов и перелинковки. Оптимизировав страницы под ключевые слова, вы сможете значительно увеличить трафик на ваш сайт.
Из статьи вы узнаете:
Из подобранных ключевых слов можно составить семантическое ядро сайта – список релевантных ключевых слов, распределенных по сайту. Собранные ключевые слова обсчитываются по частотам, фильтруются и группируются по разделам. В итоге получаем собранное семантическое ядро. Пример фрагмента семантического ядра:
Перед подбором ключевых слов ознакомимся с тем, какие бывают поисковые запросы. Это поможет вам правильно выбирать ключевые слова в зависимости от типа вашего сайта (интернет-магазин, сайт-визитка, контентный проект).
Типы поисковых запросов
Поисковые запросы делятся на типы:
- Информационные – запросы, которые задают пользователи, желая найти интересующую его информацию (статью, видео и другие материалы). Например: как установить счетчик посещений сайта, что такое виртуальный хостинг и т.д. ;
- Навигационные – запросы, по которым пользователи ищут конкретный сайт. Например: новая почта, фейсбук и т.д.
- Транзакционные – запросы, которые выражают желание пользователей произвести какую-нибудь транзакцию (покупку, регистрацию или другое действие). Например: купить ssl сертификат, скачать wordpress, цены на хостинг и т.д.
Какой тип запросов будет для вашего сайта наиболее приоритетным можно определить, отталкиваясь от типа сайта. Для интернет-магазинов самыми приоритетными будут транзакционные запросы, затем навигационные/брендовые, и только потом информационные. Для сайтов-визиток на первом месте брендовые/информационные запросы, менее важны навигационные и транзакционные. Для контентных проектов порядок важности запросов будет такой: информационные, брендовые, навигационные, транзакционные.
Любые типы ключевых слов подбираются с помощью инструментов, которых огромное количество. Остановимся на тех, которые чаще всего используются и нравятся нам.
Если вам нужна помощь по подбору семантического ядра для сайта, обращайтесь к нашему партнеру:

Инструменты для подбора ключевых слов
Инструменты для подбора ключевых слов можно условно разделить на:
- сервисы;
- готовые базы слов;
- программы.
Сервисы
Google Keyword Planner – бесплатный сервис подбора запросов от Google. Чтобы им пользоваться, нужно создать аккаунт в Google Adwords.
Serpstat – многофункциональный инструмент для подбора запросов и анализа конкурентов. Описание этого сервиса потянет на целую статью. С помощью Serpstat можно анализировать запросы, по которым конкуренты получают трафик из поисковых систем или показывают контекстную рекламу. Стоимость сервиса – от $19 в месяц.
Semrush – незаменимый сервис для веб-мастеров, которые работают в англоязычном сегменте. По многим функциям схож с сервисом Serpstat, но база запросов для Google.com.ua значительно уступает отечественным аналогам. Стоимость сервиса – от $69.95 в месяц.
Keyword Tool – инструмент для сбора ключевых слов, которые используются при поиске в Google, YouTube, Bing, Amazon и App Store. В бесплатной версии можно получить до 750 ключевых слов для одного запроса. В платной версии есть возможность получить еще больше ключевых слов из поисковых подсказок, стоимость клика в Google Adwords, число запросов и другие данные. Стоимость платной версии от $48 в месяц.
Базы
Базы Пастухова – большой архив русскоязычных и англоязычных баз ключевых слов. В базах больше миллиарда ключевых слов. Из минусов – высокая стоимость, не частые обновления (обновляется пару раз в год).
Букварикс – бесплатная база, которая содержит более 1,5 миллиарда слов русскоязычного сегмента Интернета.
Moab – база ключевых слов, которая содержит 2 миллиарда англоязычных запросов из Google. Стоимость базы от 250 руб в месяц.
Программы
Key Collector – одна из самых популярных программ для сбора семантики и последующей обработки полученных данных. Программа содержит широкий функционал, позволяет собирать ключевые слова из различных источников. Стоимость программы Key Collector 1700 рублей.
Slovoeb – урезанная версия программы Key Collector. Распространяется бесплатно, но обновляется нерегулярно и нет техподдержки.
Магадан – программа для автоматического сбора, анализа и обработки ключевых слов. Программа имеет бесплатную версию с ограниченным функционалом. Платная версия стоит 1500 рублей.
Как правильно подбирать ключевые слова
Рассмотрим, как работает подбор ключевых слов. Вы можете использовать любой инструмент для работы с семантическим ядром, но алгоритм подбора ключевых слов будет похож:
- Выбор базовых или маркерных запросов.
- Расширение выбранных запросов.
- Чистка собранных фраз.
- Группировка поисковых запросов.
Для примера возьмем магазин спортивного питания. Структура сайта, в зависимости от наличия групп товаров, может иметь следующий вид:
Спортивное питание
Протеин
Сывороточный протеин
Соевый протеин
Яичный протеин
Молочный протеин
Креатин
Гейнеры
Аминокислоты
Жиросжигатели
1. Для начала выберем базовые запросы или маркерные запросы. Маркерные запросы – это те, которые четко отвечают продвигаемой странице. Такими запросами могут быть названия разделов, категорий и т.п.
Маркерные запросы можно подобрать путем парсинга заголовков разделов сайтов конкурентов. Это можно сделать с помощью программ Screaming Frog, Netpeak Spider или других подобных аналогов. Если у вас нет данных программ, можно собрать заголовки вручную с помощью букмарклета (небольшая JavaScript-программа), который выделяет и подсвечивает заголовки.
Как работает букмарклет:
1) перетаскивайте кнопку “Подсветка заголовков” на панель закладок;
2) нажимайте на закладку для подсветки заголовков на странице.
Выглядит подсветка следующим образом:
На одну страницу можно подбирать несколько маркерных запросов, например, это могут быть синонимы:
сывороточный протеин
сывороточный белок
Где можно подобрать синонимы:
Словарь синонимов русского языка – онлайн подбор
Викисловарь
Thesaurus
Еще нужно учесть случаи, когда возможны варианты написания слов на русском и английском языках. Например:
протеин universal
протеин юниверсал
После подбора маркерных запросов собираем по ним левую колонку Яндекс.Вордстат. Для сбора запускаем Key Collector и создаем там проект. Для точной оценки ключевых слов выбирайте нужный регион. Сделать это можно с помощью кнопки в панели состояния, которая находится внизу интерфейса программы:
Остальные рекомендации по настройке программы можно прочитать на сайте разработчика в разделе – Общие советы по настройке.
2. После настройки программы выбираем пакетный сбор из левой колонки Яндекс.Вордстат и вставляем наши маркерные запросы:
3. Следующий пункт – это чистка запросов. Из подобранных слов необходимо удалить нецелевые ключевые слова (минус-слова). Что это могут быть за слова? Для коммерческих сайтов это слова “бесплатно”, “инструкция”, “скачать”; слова, связанные с онлайн-играми и соц.сетями (“фейсбук”, “инстаграм”, “WOW”, “WOT” и т.п.); бренды конкурентов, нецелевые регионы и города. Для информационных сайтов это слова, которые заключают в себе коммерческую цель (“купить” “продажа” и т.п.).
Как выглядят такие ключевые слова на примере магазина спортивного питания:
С помощью поля “Быстрый фильтр” можно находить минус-слова и удалять их:
Для поиска минус-слов воспользуйтесь еще инструментом “Анализ групп”:
В программе Key Collector предусмотрен функционал для работы со списками стоп-слов. Можно делать различные списки и потом уже удалять минус-слова из подобранных фраз.
После чистки запросов собираем частотности в кавычках и в кавычках с восклицательным знаком. Для этого кликаем на «Сбор статистики Yandex.Direct»:
Удаляем запросы, имеющие нулевую частотность в кавычках, исключение составляют сезонные запросы:
4. Следующим шагом будет группировка собранных запросов. Каждой группе запросов соответствует один раздел сайта. При необходимости группы разбиваются на подгруппы, каждая из которых будет соответствовать отдельной странице сайта.
Информационные запросы выделяем и переносим в отдельную группу, т.к в нашем примере в первую очередь важно получить транзакционные запросы. После составления семантического ядра для основных страниц, можно использовать группы информационных запросов для написания текстов, чтобы получить дополнительный трафик.
Выделять группы можно с помощью инструмента “Анализ групп”:
В примерах выше видно, что в ключевых словах, подобранных по запросу “сывороточный протеин”, есть группа запросов, которые выражают некоторые потребности пользователей. Эти группы запросов мы переносим в подраздел, который можно будет создать на сайте.
Изначально в нашем примере были следующие группы:
Спортивное питание
Протеин
Сывороточный протеин
После распределения запросов добавились подгруппы:
Спортивное питание
Протеин
Сывороточный протеин
Изолят
Концентрат
По такому принципу группируются и остальные подобранные запросы.
После подбора основной семантики можно расширить ключевые слова путем сбора поисковых подсказок. Собранные поисковые подсказки фильтруются и группируются аналогичным способом, который описан выше.
Поисковые подсказки – это наиболее популярные запросы, начинающиеся на уже введенные буквы в строке поиска:
Еще один способ расширить семантическое ядро – добавить в семантику запросы конкурентов с помощью сервиса Serpstat:
Итак, теперь вы знаете, как правильно подобрать ключевые слова и составить семантическое ядро для сайта. Если в чем-то не разобрались, пишите комментарии, мы с радостью вам подскажем.
В следующих статьях рассмотрим, как использовать собранные ключевые слова для оптимизации текстов, метатегов и перелинковки.
Если вам нужна помощь по подбору семантического ядра для сайта, обращайтесь к нашему партнеру:

Попробуйте хостинг с кучей плюшек: автоустановщиком 330 движков, конструктором сайтов и теплой поддержкой 24/7!

Читайте также: