В предыдущих статьях мы уже разобрались с основными понятиями поисковой оптимизации и с инструментами для вебмастеров, теперь давайте перейдем к следующему, не менее важному этапу. Прежде чем начинать работу по оптимизации и продвижению сайтов, нужно установить систему аналитики. Это поможет видеть и оценивать результаты вашей работы по продвижению. С ее помощью вы узнаете:
- какие страницы сайта наиболее посещаемые;
- откуда пользователи попадают на сайт;
- какой доход приносит сайт;
- и много других данных.
В этой статье мы рассмотрим установку Google Analytics. Это самый распространенный сервис для аналитики сайтов.
Google Tag Manager
Диспетчер тегов Google (Google Tag Manager) — это очень полезный инструмент, с помощью которого можно быстро добавлять или удалять различные фрагменты кода на сайте или в мобильном приложении. Нужно всего лишь раз добавить на сайт код Google Tag Manager и потом можно без вмешательства программистов добавлять нужные счетчики и другой код. Устанавливается этот инструмент просто:
Установка Google Tag Manager
Сначала создайте аккаунт. Это можно сделать по ссылке: https://www.google.com/intl/ru/tagmanager/
Во время регистрации вам нужно будет прописать название самого аккаунта и название контейнера (это JavaScript код, который вставляется на все страницы сайта).
После прочтения и подтверждения лицензионного соглашения вам будет доступен код Google Tag Manager:
Полученный код необходимо разместить после открывающего тега <body> на всех страницах сайта.
Как установить счетчик Google Analytics на сайт
Получение кода счетчика
Для получения кода счетчика посещений Google Analytics зайдите на страницу https://analytics.google.com/analytics/web/ и нажмите кнопку Регистрация.
Далее выбирайте, что будете отслеживать (веб-сайт или мобильное приложение):
Вы можете создать до 100 аккаунтов. Это удобно, если у вас много сайтов (например, ваши личные и рабочие). Структура аккаунтов выглядит таким образом:
После того, как вы заполнили поля Название аккаунта, Название сайта, URL веб-сайта (не забывайте выбрать тип соединения — http или https), выберите отрасль из списка, часовой пояс и переходите к получению кода отслеживания.
Если вам потребуется создать дополнительные аккаунты, выберите вкладку Администратор → Мои сайты → Создать аккаунт.
Установка кода
После прочтения и подтверждения лицензионного соглашения вам будет доступен код отслеживания Google Analytics:
Код необходимо установить на все страницы сайта между тегами <head> и </head>.
При покупке на год — скидка 30%
Установка счетчика Google Analytics через Google Tag Manager
После установки на сайт диспетчера тегов Google, давайте посмотрим, как с помощью него установить код отслеживания Google Analytics. Переходим во вкладку Контейнер и выбираем Добавить новый тег:
Задаем название тега и в списке выбираем Google Analytics:
На втором шаге выбираем тип тега — Universal Analytics. В нем реализовано намного больше функций, чем в классическом:
Далее нужно ввести идентификатор отслеживания в формате UA-xxxxxx-xx:
Чтобы найти свой идентификатор отслеживания Google Analytics, войдите в аккаунт и выберите там Администратор → Ресурс → Настройки ресурса:
Вы также можете перейти на вкладку Главная страница и открыть папку Аккаунт. Идентификатор отслеживания будет указан рядом с названием сайта.
В условиях активации тега выберите Все страницы и нажмите Создать тег:
После создания тега для счетчика Google Analytics, нужно его опубликовать. В правом верхнем углу нажимаем Опубликовать, во всплывающем окне — Опубликовать сейчас.
Всё, установка счетчика на этом завершена. В течение суток в отчетах Google Analytics будут появляться данные о посещаемости.
Настройка счетчика Google Analytics
После установки счетчика Google Analytics рекомендуется провести его минимальную настройку. Остановимся на основных настройках:
Поиск по сайту
Форма поиска по сайту — очень полезная вещь, и она есть на большинстве ресурсов. С помощью Google Analytics можно отследить, какие запросы вводили пользователи в форму поиска. Эти данные будут полезны для сайта любой направленности — вы узнаете, какого товара не хватает на сайте или какой контент интересует посетителей. Для этого нужно в аккаунте Google Analytics зайти во вкладку Администратор → Настройки представления, найти Отслеживание поиска по сайту и установить переключатель ВКЛ:
В строке Параметр запроса нужно указать параметр, который используется при поиске на сайте. Найти его можно в адресе страницы результатов поиска по сайту. Это может быть слово, например search, query или буква s, q.
Пример:
https://hostiq.ua/blog/?s=wordpress — параметр s
https://www.google.com.ua/search?q=wordpress — параметр q
Search Console
С помощью привязки аккаунта Search Console в Google Analytics можно получать разные интересные отчеты. Например, узнать, по каким запросам и на какие страницы посетители попадают на сайт; определить ключевые слова, по которым сайт имеет низкий CTR в поисковой выдаче и т.д.
Связать аккаунты можно во вкладке Администратор → Настройки ресурса → Search Console.
Adwords
Если вы рекламируете сайт с помощью Google Adwords, свяжите свои аккаунты, чтобы отслеживать эффективность рекламных кампаний. Это можно сделать во вкладке Администратор → Связь с AdWords:
Как проверить код Google Analytics и Google Tag Manager
Google Tag Assistant — это бесплатное расширение для браузера Chrome, с помощью которого можно проверить правильность работы кода счетчика Google Analytics и других тегов.
После установки расширения в правом верхнем углу браузера появится значок Tag Assistant. Нажав на него, вы сможете активировать расширение для активной вкладки.
На скриншоте ниже можно увидеть пример работы расширения. На сайте были найдены теги Google Analytics и Tag Manager, которые работают корректно.
Tag Assistant еще имеет функцию записи (кнопка Record). Она позволяет узнать, правильно ли работает отслеживание Analytics на вашем сайте. Подробно о функции Google Tag Assistant Recordings читайте в справке Google (на английском).
Вот и всё! Проделав такие несложные настройки, вы сможете отслеживать данные по своему сайту с помощью этого инструмента. Если что-то осталось непонятным, задавайте вопросы в комментариях. А совсем скоро мы выпустим следующую статью в этой серии — о техническом аудите сайта.
Полезные статьи по теме: