Ребятам из нашей службы поддержки часто задают вопросы по разработке сайтов и их продвижению. Мы не занимаемся ни тем, ни другим, но все равно стараемся помочь с любыми проблемами клиентов. Иногда наших знаний в этих сферах бывает недостаточно и тогда мы предлагаем обратиться к профильным специалистам.
В этой статье мы собрали советы для тех, кто ищет подрядчика для создания или раскрутки сайта, от самих исполнителей. Надеемся, что с ней вы найдете хорошего подрядчика, не набив в процессе шишек.Кого выбрать: крупную фирму, небольшое агентство или фрилансера
Николай Новиков, SEO Specialist в агентстве Netpeak
Тут сразу нужно сказать о стоимости: небольшое агентство и фирма будет определенно дороже фрилансера. Но рассмотрим случай, когда стоимость услуг не важна и главная цель — выбрать качественного подрядчика.
Фрилансер
Плюсы:
- Скорость работы.
- Стоимость на любой бюджет.
- Всегда прямая коммуникация, без менеджеров и испорченного телефона.
Минусы:
- Ненадежность.
- Уровень компетенции может быть ниже, чем у агентств.
- Нет такого богатого портфолио, как у крупных фирм.
В целом, фрилансеров можно использовать для задач «на подхвате», когда нужно быстро сделать какие-либо задачи, а другие спецы загружены. Но отдавая проект на полное продвижение, нужно быть уверенным во фрилансере, и в идеале получить о специалисте фидбек от его клиентов.
Небольшое агентство
Плюсы:
- Стоимость работ меньше, чем у крупных фирм.
- Вероятно, что «суммарного» опыта в команде больше, чем у одного фрилансера.
- Зачастую готовы работать с любыми проектами в плане тематик: с инфоблогами, интернет-магазинами, визитками.
- Могут предложить больше, чем просто базовую оптимизацию.
Минусы:
- Могут неоправданно завышать прайс на услуги.
- Не используют софт и скрипты для автоматизации рутинных процессов, что замедляет работу.
- Могут использовать бесплатные сервисы, которые иногда дают некорректные данные для анализа сайта.
- Часто в таких агентствах специалист и менеджер, и программист.
Небольшое агентство может быть группой фрилансеров, которые решили работать вместе над проектами. Когда несколько человек работает и разрабатывает стратегию оптимизации сайта — это уже хорошо. Но такой команде все еще может не хватать опыта на больших проектах, платных инструментов для работы с сайтами и кастомных скриптов или разработок, ускоряющих работу команды.
Крупная фирма
Плюсы:
- Высокий уровень компетенции.
- Наличие крупных клиентов и кейсов.
- Стратегическое видение проекта.
- Наличие множества инструментов для работы.
- Возможность разработки кастомных решений, под конкретного клиента.
Минусы:
- Самый высокий прайс среди прочих вариантов.
- Медленная скорость работы.
По эффективности работы крупные фирмы — лучший выбор, так как они могут использовать любые платные сервисы и даже разрабатывать свои решения. Конечно же, за компетенцию и опыт прайс будет выше. Также скорость работы может быть несколько ниже, так как у крупных фирм большое количество клиентов и чтобы эффективно выполнить все задачи, их планирование идет на недели вперед.
Николай Ханко, CMO агентства Promodo
Фрилансер — решение при запуске бизнеса и/или стабильном размере магазина. Условно, вы можете продавать специализированное ПО и железо для Wi-Fi. Ниша узкая, цена высокая, игроков мало. Достаточно поддерживать порядок в коде и собирать конечный объём своего трафика. Справедливо, когда у вас один-два канала трафика с равными долями.
Небольшое агентство – при работе с бюджетами до 30 тысяч гривен в месяц на поиск, трафиком до 5 тысяч пользователей в месяц и ростом бизнеса на 10-20 % год к году. То есть, скорее всего, агентство будет расти вместе с вами. Вы будете вместе накапливать опыт каждый в своём деле.
Крупная фирма — при задачах агрессивного роста на конкурентном рынке, или когда вы уже входите в ТОП-20 игроков своей ниши по трафику. Чем больше ваш бизнес, тем меньше у вас времени на построение мостов между разработкой, логистикой, дизайнерами, складом. Каждый должен делать своё дело. Крупное агентство понимает ваши проблемы и этапы роста, может управлять несколькими каналами трафика одновременно и в дополнение к друг другу. Плюс, когда у вас крупный бизнес — это крупные бюджеты на рекламу. И вам нужен проверенный финансово стойкий подрядчик.
Статья по теме:
Где искать подрядчика
Самый верный вариант — советы знакомых. Если у вас есть друзья со своим сайтом, попросите рекомендации у них. Так вы получите честные отзывы и проверенного специалиста или агентство.
Если в вашем окружении вы единственный сайтостроитель, то ищите подрядчика на различных рейтингах. Например, рейтинг фрилансеров есть на бирже Freelancehunt. Выберите нужную вам категорию услуг и увидите список специалистов, которые эту услугу предоставляют. В ТОПе буду фрилансеры с самым высоким рейтингом: на него влияют отзывы заказчиков, портфолио, активность и стаж работы на сервисе, привязка профиля к социальным сетям.
То же самое касается веб-студий, агентств и крупных фирм по созданию или продвижению сайтов: вводите в поиске «топ агентств по разработке сайтов», после чего изучайте рейтинги и отзывы.
А еще у нас есть страница-каталог разработчиков сайтов и маркетинговых компаний, где мы собрали тех подрядчиков, о которых слышали хорошие отзывы. Используйте ее в качестве отправной точки, самостоятельно проверяя фидбек об их работе на сторонних сайтах.
На что обратить внимание при выборе подрядчика
Игорь Рудник, руководитель сервиса крауд-маркетинга Referr и агентства семантического проектирования SeoEnergy
Обращайте внимание на:
Портфолио — есть ли в нем успешные проекты по вашему типу бизнеса. Те, кто специализируются на продвижении интернет-магазинов, не факт, что продвинут сайт медицинской клиники. SEO усложняется и умение работать в разных нишах становится все более важным.
Качество сбора вводной информации — если у вас не взяли доступы к системам статистики, не запросили историю работы над проектом, не узнали цели бизнеса, но уже выставили счет — скорее всего, качественное сотрудничество не состоится.
Простоту общения — насколько доступно вам объясняют, что будет происходить с вашим сайтом? Если вам не могут объяснить простыми словами, что конкретно будут делать — это тоже минус.
Понятность процесса — как будут формироваться задачи? Как они оцениваются? Как отслеживать этапы выполнения работы? На все эти вопросы должны быть ответы.
Пробуйте надежный хостинг с аптаймом 99,9%!
Наша теплая поддержка на связи 24/7
Что делать, если нужна одноразовая минорная помощь по сайту
Владислав Наумов, Head of SEO в агентстве Inweb
Мы не берем в работу задачи, которые занимают меньше пяти часов времени. Допустим, если задача заключается в добавлении сайта в Google Search Console — это максимум 30 минут работы специалиста, но перед этим нужно выполнить множество организационных задач:
- подписать договор;
- выставить счет;
- провести оплату;
- создать проект в ERP-системе;
- отправить акты;
- обсудить с клиентом все детали и получить доступы к сайту;
- ещё миллион мелочей.
Проходить все этапы ради справедливой оплаты в $20 нет смысла, мы потратим больше времени на организационные моменты. Чтобы окупить организационные расходы, нужна оплата долларов в 200 за такую небольшую задачу.
Поэтому в таких случаях лучше сделать самому, в интернете достаточно мануалов, либо обратиться к фрилансеру.
Максим Гордиенко, Head of SEO в MAS Group
Чтобы добавить сайт в Search Console, хватит пяти минут поиска в Google. И даже если что-то не получится — вы не навредите сайту: ну просто не получится добавить в консоль, ничего ведь не произойдет.
То есть, все задачи, для решения которых написан однозначный чек-лист и ошибка в его соблюдении не приведет к каким-то катастрофическим последствиям, можно делать самому или поручить сотруднику с минимальными знаниями работы в интернете. Задачи, где нужно подумать и нет однозначного решения, лучше передавать подрядчику с экспертизой. Неважно, фрилансеру или студии.
Статья по теме:
Кто лучше: профильные специалисты или комплексные агентства
Игорь Рудник, руководитель сервиса крауд-маркетинга Referr и агентства семантического проектирования SeoEnergy
Если у вас есть Project Manager, который будет управлять подрядчиками, то я бы собирал отдельных специалистов, чтобы уменьшить зависимость от одного исполнителя. Плюс, если вы собрали разных специалистов и подрядчиков в одну команду, у вас будет больше мнений и меньше рисков, что единый исполнитель будет в первую очередь решать задачи своего заработка, а не вашего бизнеса.
Как правильно составить техническое задание для подрядчика
Николай Новиков, SEO Specialist в агентстве Netpeak
Ключевой момент в работе — это как раз составление ТЗ. Чтобы составить качественное и, самое главное, понятное ТЗ, необходимо ответить на три вопроса: что, почему и как. Из ответов на эти вопросы получится структура хорошего технического задания для подрядчика:
- Описание проблемы. Обязательно нужно описать проблему: где она найдена, при каких условиях, прикрепить скриншоты. Подрядчик, выполняющий работу по вашему ТЗ, должен четко видеть, что именно вы хотите исправить.
- Описание важности проблемы. Недостаточно просто описать проблему на сайте. И вы, и подрядчик должны понимать, чем чревато наличие бага на сайте и какие будут последствия, если его не устранить.
- Описание решения проблемы. Добавьте рекомендации по исправлению, примеры с сайта конкурентов, где у них реализовано правильно. Таким образом у подрядчика будет понимание, что именно вы хотите получить в результате.
Опираясь только на эти три вопроса при составлении ТЗ у вас будет минимум (или не будет вовсе) вопросов и споров с подрядчиками по реализации.
Николай Ханко, CMO агентства Promodo
Опишите, в каком продукте или сервисе и почему вы хотите расти. Покажите примеры из вашего бизнеса, равные вам, не ставьте в пример гигантов вроде Амазона и Розетки. Задайте ограничения своего бизнеса: финансы, логистика, время, штат.
Требуйте дебрифинга. По сути вопросов (и вообще их наличию) вы поймёте, где достаточно глубины, а где добавить.
Проведите личную или онлайн-встречу и покажите, как строите работу. Покажите лицо своего бизнеса. У задач и процессов есть имена, лица, истории. Зная это, вы поможете сплотить команду. Особенно в 2021, когда удалёнка — новая норма.
Максим Гордиенко, Head of SEO в MAS Group
Если мы говорим про разработку сайта, то у меня плохая новость. Если вы этого ранее не делали, то хорошее ТЗ не получится. Это нужно просто принять как факт. Тут больше задача компании-исполнителя с помощью брифа и ряда встреч с вами выяснить, что вы на самом деле хотите. Кроме этого им нужно будет обозначить этапы разработки и показывать вам, что получается, на каждом из них: от прототипа до финального тестирования и публикации сайта. Итерационная работа с контролем на каждом этапе сильно увеличит шансы на успех.
Если мы говорим про SEO-часть, то нужно озвучить свои ожидания от канала SEO. Обсудите с подрядчиком зоны ответственности. Вам нужно совместно превратить желания в измеримые KPI и вести учет не условного «роста трафика» или «снижения показателя отказов», а реальных показателей бизнеса. Да, подрядчик не заставит ваших сотрудников лучше продавать услуги или быстрее перезванивать. Но завязка на бизнес-показателях позволит сконцентрироваться на их улучшении, а не на «давайте еще напишем 10 статей в блог, они, правда, не приводят к продажам, но зато смотрите, как трафик вырос!».
Полезные советы по выбору подрядчика
Владислав Наумов, Head of SEO в агентстве Inweb
Рекомендую читать отзывы сотрудников о работе в компании, например, на jobs.dou.ua. Если внутри агентства есть проблемы — отзывы точно будут и много. Из них можно получить полезные данные о том, как компания работает, и сделать соответствующие выводы.
Николай Новиков, SEO Specialist в агентстве Netpeak
Рассчитывайте бюджет и время. Сразу думайте о том, планируете ли вы долгосрочное сотрудничество, либо разовую услугу. И всегда проверяйте отзывы от знакомых или коллег, чтобы знать, какие могут быть подводные камни. Будьте готовы к тому, что для эффективного SEO-продвижения будет необходима помощь программистов, поэтому стоит выяснить, может ли агентство предоставить такие услуги или порекомендовать партнеров.
Игорь Рудник, руководитель сервиса крауд-маркетинга Referr и агентства семантического проектирования SeoEnergy
Стройте долгосрочные отношения с подрядчиком. Если видите, что вы не можете сработаться или нет результата, разрывайте отношения и ищите дальше. Но когда нашли «того самого» — стройте долгосрочные отношения.
Покупайте хостинг у HOSTiQ по выгодной цене
и с компетентной поддержкой 24/7
Надеемся, что эта статья поможет вам в поиске надежного подрядчика для разработки или раскрутки сайта. Если у вас есть вопросы по выбору исполнителя или советы для других читателей — пишите в комментариях!