Среди наших клиентов есть немало интересных людей, которые занимаются любимым делом и делают его хорошо. Одним из таких является Богдан Шилкин, основатель сайта extago.com. Этот проект занимается комплексной разработкой сайтов и сопутствующими услугами – веб-дизайном, продвижением, аудитом сайтов. Проект был запущен в 2013 году, и сейчас находится на стадии активного развития. Предсказать поведение заказчиков сейчас сложно – как говорит владелец проекта, активность клиентов часто меняется от затишья до наплыва, от которого волосы дыбом. Своим девизом Богдан Шилкин считает знаменитую фразу Чингисхана: “Если боишься – не делай, а если делаешь – то не бойся!”.
Мы пообщались с главным разработчиком Extago.com Богданом и узнали у него, какие CMS сейчас используются чаще всего, какой контент самый эффективный и как же правильно продвигать свой сайт.
– Расскажите немного о своем проекте. Чем он лучше аналогичных? Ведь компаний, занимающихся разработкой и продвижением сайтов, сейчас очень много, и конкуренция в этом сегменте высокая.
Да уж, с конкуренцией приходится бороться. В качестве основного оружия мы используем доступные цены и креативный подход к работе. То есть для достижения желаемого результата мы не только учитываем техническое задания, но и часто импровизируем при разработке проекта.
Впрочем импровизировать приходится почти постоянно, так как клиенты зачастую не разбираются во всех этих аспектах, да и не обязаны. Но в любом случае мы нацелены на идеальный результат вне зависимости от поставленной задачи. И как показывает практика – мы с этим справляемся.
– Вы обычно уговариваете клиента, чтобы он воспользоваться полным комплексом услуг? Например, заказывает у Вас клиент сайт, а Вы предлагаете ему еще и продвижение, работу с контентом и прочее.
Бывают разные ситуации. Как правило, этот момент определяет сумма, которую клиент готов потратить на проект. Если бюджет достаточный, то есть большая вероятность, что клиент закажет и сопутствующие услуги.
– Некоторые компании делают большую ставку на клиентов, которые заказывают полный спектр услуг. А Вы тоже больше предпочитаете работать с такими клиентами и полностью вести их по всей истории бизнеса?
Для меня это не имеет особого значения. Если есть клиент, который готов с нами работать, значит, мы будем предоставлять ему любые нужные услуги.
– У каждого человека, который заказывает создание сайта, наверняка есть свое видение дизайна, даже если он в этом толком ничего не понимает. Вы же, со своей стороны, делаете всё как специалист в этом вопросе. Часто ли бывают такие ситуации, когда ожидания клиента не совпадают с тем результатом, который Вы ему предоставляете? Речь идет не о профессионализме, а именно о конфликте мнений.
Скажу честно, это бывает очень часто. Такие ситуации нормальны, так как у каждого свой вкус, свои предпочтения. Если речь идет о каких-то очень важных и необходимых вещах, которые должны быть в дизайне, нам, как правило, удается убедить в этом заказчика. Но если клиент упорно стоит на своем, то конечно, мы делаем так, как он хочет. Как говорится, клиент всегда прав.
– Какие рекомендации Вы бы дали тем людям, которые не являются специалистами в данной сфере, но хотят сделать грамотное ТЗ на разработку сайта? С чего следует начать?
Как я уже говорил, клиент не обязан знать все технические моменты разработки сайта. Но если речь идет о грамотном ТЗ, то я бы порекомендовал следующее:
1. Изучить теорию о разновидностях сайтов (landing page, визитка, корпоративный сайт и т.д.). Это даст четкое представление о том, какой именно сайт нужен.
2. В любом случае надо понимать какой структурой должен обладать сайт. Поэтому будет разумным предоставить ссылки на примеры, где нужно четко указать элементы, которые должны присутствовать в сайте.
3. Также обязательный атрибут – это цветовая гамма. С ней нужно определиться сразу, дабы потом не приходилось перекрашивать сайт по несколько раз. Конечно, идеальный сайт можно сделать в любом цвете. Но вот своеобразной психологией цвета́ все-же обладают, и прочитать про это, думаю, лишним не будет.
4. Текст и картинки… Казалось бы, тут все так просто. Но нет, особенно, если проект коммерческий. Проще говоря, сопутствующий материал должен быть собственным, либо обладать свободной лицензией.
Текст, он же копирайтинг, должен быть собственным в любом случае. Чужой текст ничего хорошего не даст. Во-первых, индексация поисковиками будет не самая лучшая, а во-вторых, могут быть досудебные претензии.
Пожалуй этих пунктов хватит. Все остальное – это уже технические моменты, которые обсуждаются при личной беседе. Может последний пункт и звучит как смешное запугивание, не спорю. Но чужой труд уважать все-таки нужно, мы ведь цивилизованные люди :)
– Какие CMS Вы используете и какие советуете использовать своим клиентам? И какие типы сайтов у вас заказывают чаще всего?
Основные движки с которыми мы работаем – это ImageCMS, Opencart, WordPress. Выбор зависит от функций, которые хочет получить клиент.
К примеру, ImageCMS – идеальный движок для магазина. Весь нужный функционал можно получить сразу при установке. Однако, он отличается дорогой лицензией (от $299). Но тем не менее обладает хорошей базой знаний (руководство эксплуатации) и наличием технической поддержки.
Opencart – бесплатный движок для магазина. Но чтобы из него сделать конфетку, придется скачать немереное количество дополнений и потратить уйму времени на их настройку.
WordPress – бесплатный универсальный движок. На нем можно сделать практически все, в том числе и магазин. С ним мы в основном и работаем. Скрывать не буду, при расширении функционала, движок становится весьма прожорливым к ресурсам хостинга. Поэтому крайне не советую его использовать в целях реализации гипермаркета, где свыше 10 000 товаров (смотрите также: Адаптивные шаблоны WordPress).
Сейчас идет активная тенденция на гибридные посадочные страницы (hybrid landing page). Такие сайты могут обладают высокой конверсией и нужным функционалом для администрирования. В общем, идеальный вариант для любой компании.
– Расскажите о вашей услуге продвижения сайтов. Что Вы обычно рекомендуете клиентам в первую очередь?
Сразу приходит в голову контекстная реклама, однако, её я советую далеко не всем клиентам. Не всегда цена соответствует качеству, иногда можно потратить весь бюджет за один день и почти ничего не получить. Это особенно касается сайтов, которые только начали продвигаться. Я всем клиентам советую продвигать свой сайт через социальные сети. Во-первых, можно продвигаться по определенным регионам, во-вторых, по нужным вам тематикам, а в третьих, социальные сети имеют просто огромную аудиторию.
– Есть очень много видов контента. Новички иногда бросаются создавать сразу все известные им виды контента, недостаточно сосредотачиваясь на особо важном именно в их бизнесе. Какой контент, по-Вашему мнению, работает сейас лучше всего?
Если речь идет о подаче обширного материала, то я советую использовать инфографику в статьях. Сама инфографика создаст гораздо больший интерес, чем куча мемуаров унылого текста.
Еще есть такая штука, называется она “поведенческие факторы”. Ее очень не любят сеошники. Если вкратце, то это новая функция поисковиков, которая влияет на ранжирование сайта в поиске. Он определяет время нахождения пользователей на сайте, то есть определяет их заинтересованность.
Поэтому логичным будет создавать интересный контент, который заставит посетителя задержаться на сайте.
– Тенденции дизайна меняются довольно часто. Сайт, сделанный, например, два года назад, может быть уже довольно устаревшим. Что бы Вы порекомендовали относительно частоты смены дизайна сайта? Ведь на это тоже нужны существенные денежные вложения.
Слишком часто менять дизайн сайта следует лишь при проведении А/Б тестирования, то есть в целях повышения конверсии. Если тема конверсии не важна, то смена дизайна – опасное дело, причем частота смены не имеет значения. Благодаря этим действиям можно потерять часть посетителей, которые привыкли к старому дизайну.
Разумным решением будет дать возможность пользователям самостоятельно переключаться с нового дизайна на старый и наоборот. Также лишним не будет устроить публичное голосование перед внедрением нового стиля.
Если дизайн на сайте не менялся лет десять, и пользователи категорически против смены дизайна, то следует хотя-бы провести оптимизацию (ускорение работы) сайта и сделать его адаптивным под экраны смартфонов и планшетов.
– Так как Вы занимаетесь разработкой сайтов, то выбор хостера тоже является актуальным вопросом для Ваших клиентов. Как Вы рекомендуете выбирать хостера и сам виртуальный хостинг?
Многое зависит от типа проектов. Поэтому мы рекомендуем выбираем хостинг по следующим критериям:
1. Наличие технической поддержки;
2. Географическое расположение дата центра;
3. Абузоустойчивость;
4. Технические характеристики и цены.
Для кратковременной демонстрации работы сайты, можно выбрать любой бесплатный хостинг, на что-то большее они не годятся.
На этом наша небольшая беседа подошла к концу. Выражаем большую благодарность Богдану за уделенное время, и желаем проекту расти и развиваться!
А если вы все еще в поисках надежного хостинга для CMS, предлагаем оптимизированный хостинг для сайтов WordPress, Joomla и Prestashop. Цена на наши предложения вас точно порадует!