Поисковые системы ценят уникальные тексты и поднимают в поисковой выдаче ресурсы, на которых размещен уникальный контент, а не скопированный с другого сайта.
Но, к сожалению, когда интересная и грамотная статья появляется пусть даже на малоизвестном авторском блоге, часто находятся желающие скопировать ее на свой сайт, «забыв» при этом поставить ссылку на автора. Некоторые недобропорядочные владельцы сайтов часто не заморачиваются такими «глупостями», как услуги копирайтеров, предпочитая наполнять свой сайт чужими текстами (проще говоря, копипастом) в надежде, что и поисковики не разберутся в реальном авторстве.
Защита от копирования текста на сайте — это вопрос, который должен волновать любого владельца сайта. Контент и тексты в частности — двигатель индексации вашего сайта. Нельзя позволять, чтобы ваш двигатель вез чужую машину.
Как защитить текст от копирования на сайте, то есть от его кражи? Как вообще узнать, что кто-то скопировал мой контент? Отвечаем на эти вопросы в статье.
Как узнать, что мой контент был скопирован
К сожалению, пассивно контролировать, не скопировали ли ваш контент, не получится. Нужно регулярно, например, раз в месяц или квартал, проверять важные для вас страницы вручную. Это можно сделать двумя способами:
✔️ С помощью поисковых систем. Для поиска скопированного контента используйте Google или другие поисковые системы. Введите уникальный отрывок текста в кавычках, чтобы найти точное совпадение на других сайтах. Также вы можете искать оригинальные изображения с вашего сайта через Google Объектив.
✔️ Через платные и бесплатные сервисы антиплагиата. Проверяйте ваш контент с помощью онлайн-сервисов, просматривающих текст сайта на уникальность: Plagiarism Detector, Plagiarism Checker by Grammarly, Copyscape, PlagScan или других.
Также можно использовать встроенные функции или плагины CMS-платформ для обнаружения плагиата или оповещения о возможном копировании. К примеру, проверить контент на плагиат для WordPress могут плагины Plagiarism Checker By SST или Copyscape Premium.
Продвинутые пользователи могут настроить API сервисов антиплагиата так, чтобы инструменты автоматически проверяли их контент с определенной регулярностью и сообщали о любых совпадениях.
В целом, проверка контента на копирование занимает время и силы, но стоит того, если вы публикуете оригинальные исследования или авторские статьи — контент, для которого важно сохранить уникальность.
При покупке на год — скидка 30%
Как защитить контент от копирования
Теперь давайте рассмотрим несколько способов защитить контент на своем сайте. Сразу стоит сказать, что не нужно ждать от них стопроцентной гарантии, но это точно лучше, чем бездействовать.
Прописать атрибуты, запрещающие копирование
Даже если у вас нет квалифицированного программиста, но вы сами хотя бы немного разбираетесь в основах написания кода, вы можете добавить в код сайта атрибуты, запрещающие копировать что-либо на странице. Это буквальная защита контента сайта от копирования.
Например, в коде, написанном на JavaScript, в тег добавляется значение для атрибута oncopy, запрещающего копировать текст в буфер обмена:
<body oncopy=«return false»>
Можно также установить атрибут, запрещающий выделение текста:
<body onselectstart=«return false»>
Или запрет на использование правой кнопки мыши:
<body oncontextmenu=«return false»>
При использовании таких методов запрета копирования текста на сайте нужно учесть два момента.
Во-первых, это сработает только с неопытными пользователями. Те же, кто мало-мальски знает, как устроены веб-страницы, смогут отключить JS скрипты в своем браузере, и скопировать ваш текст привычным способом.
Во-вторых, обычный интернет-пользователь, столкнувшись с невозможностью совершить какие-то действия на сайте (например, щелкнуть правой кнопкой мыши), может воспринять ваш сайт как недружественный и уйти с него.
Поэтому при использовании таких технических мер защиты важно постоянно следить за поведенческими факторами на вашем сайте.
Добавить водяные знаки
Водяной знак на контенте — стандартная защита сайта от копирования. Водяные знаки стоит добавлять, если вы:
- выкладываете фото на продажу, например, у вас сайт-фотосток,
- предлагаете услуги фотографа и выкладываете свои оригинальные фото как портфолио,
- размещаете фото результатов своей работы, например, вы фитнес-тренер и делитесь на сайте результатами своих клиентов,
- продаете уникальные товары.
Несколько онлайн-сервисов для нанесения водяных знаков: Watermark, Visual Watermark. Также у нас есть подборка плагинов WordPress для нанесения водяных знаков.
Создать страницу с правилами использования ресурса
Если вы не намерены прощать плагиат и воровство ваших текстов, то сама ваша принципиальность может стать определенной защитой от мошенников. Сделайте отдельную страницу с правилами использования материалов сайта. Ссылки на правила обычно размещают в футере на главной странице. В правилах укажите, что перепечатка статей и других текстов любыми пользователями без письменного разрешения владельцев ресурса возможна только при условии добавления активной ссылки на ваш сайт.
При составлении документа полезно проконсультироваться с юристом. Теоретически нарушение этих правил может привести к судебному разбирательству и даже повлечь за собой выплату штрафа потерпевшей стороне, однако на практике такие прецеденты случаются очень редко. Однако сам факт наличия четко прописанных правил остановит часть пользователей от кражи контента.
Получите авторские права
Вы можете зарегистрировать свой контент в качестве интеллектуальной собственности и получить авторские права на него. Такая защита от копирования на сайте подходит, если вы:
- Публикуете уникальный контент, например исследования, оригинальные мысли, художественные произведения или другие авторские материалы.
- Планируете зарабатывать на вашем контенте, например через продажу книг, музыки, фильмов, программного обеспечения.
- Создаете материалы для бизнеса, например, логотипы, брендовые шрифты, рекламные материалы, и требуется защита контента сайта от незаконного использования конкурентами.
Защита контента от копирования с помощью авторского права — это законная основа для сохранения вашего контента, которая может помочь вам в судебных делах в случае плагиата.
Ограничьте доступ к контенту
Вы можете защитить контент от копирования, используя платные подписки, чтобы получить доступ к нему. К примеру, WordPress-платформа имеет специальные плагины для этого: MemberPress предоставляет доступ только по платному членству, OptinMonster открывает контент для тех, кто оформил подписку на рассылку, PPWP защищает страницы сайта паролем.
Есть еще один способ, который скорее не защищает текст от копирования, а позволяет вам извлечь хоть какую-то пользу из кражи текстового контента с вашего сайта. Вы можете добавить скрипт, который будет автоматически добавлять в скопированный текст ссылку на ваш сайт.
К примеру, если кто-то скопировал ваш текст и открыл его в любом текстовом редакторе, то к нему прибавится еще и ссылка, которую вы пропишете в коде вместе с произвольным текстом.
Однако как и с запретом копирования или щелчка правой кнопкой мыши — будьте осторожны с этим, ведь такие настройки могут раздражать обычных посетителей вашего сайта. Экспериментируйте и следите за реакцией пользователей.
Что делать, если мой контент украли
Если вы обнаружили, что ваш контент скопировали без разрешения, вот стандартный алгоритм действий:
👉 Соберите доказательства копирования. Сохраните ссылку и скриншоты контента нарушителя, чтобы иметь доказательства, если нарушитель заблокирует вас. Добавьте ссылку на оригинальный контент, дату публикации и другие сведения, подтверждающие ваше право на авторство.
👉 Свяжитесь с нарушителем. Попытайтесь связаться с тем, кто скопировал ваш контент, используя контактную информацию с сайта. Иногда люди копируют контент не намеренно или не имеют полного понимания авторских прав. Попросите их удалить контент или добавить ссылку на оригинал, если такое копирование вам подходит.
👉 Напишите DMCA-жалобу в Google. Хотя это закон США, Google придерживается его для всех пользователей, независимо от их места нахождения, поскольку штаб-квартира компании находится в Калифорнии. Поэтому если вы заметили, что кто-то в интернете использует ваш контент без разрешения, вы можете обратиться с жалобой в Google. Поисковик может ограничить показ соответствующих страниц или даже всего ресурса нарушителя.
👉 Обратитесь к хостинг-провайдеру или владельцу контент-платформы. Обратитесь к хостинг-провайдеру сайта, где был опубликован украденный контент, если нарушитель не реагирует на ваш запрос или отказывается удалять контент. Контактные данные провайдера можно взять в онлайн-инструменте Whois, используя поиск по домену или IP-адресу.
Если контент размещен в соцсети, оставьте жалобу к публикации. Многие платформы имеют строгую политику в отношении авторских прав и могут удалить плагиат.
👉 Проконсультируйтесь с юристом. Если предыдущие попытки решить ситуацию не сработали, обратитесь к юристу по авторскому праву. Специалист проконсультирует вас относительно вашего правового статуса и поможет разрешить конфликт юридическим путем.
👉 Защитите свой контент на будущее. Подумайте, как защитить информацию от копирования в будущем, принимая во внимание полученный опыт и методы, которые мы приводили в предыдущих разделах.
И в завершение совет новичкам, которые только создают свой сайт, написали статьи, готовятся выложить их, но боятся кражи контента.
Практика показывает, что как раз новые сайты являются наиболее уязвимой категорией, которая нуждается в защите от плагиата. Создайте карту сайта sitemap.xml. Добавьте свой ресурс в Google Search Console и укажите там путь к sitemap. Так вы проинформируете поисковики о том, что появился новый сайт.
Надеемся, эти советы, как защитить сайт от копирования, были для вас полезны. Желаем, чтобы ваши тексты всегда оставались вашими!