Рекламные кампании играют большую роль в развитии вашего онлайн-бизнеса. Прежде чем вкладывать деньги в каждый вид рекламы, например публикации в Instagram и TikTok, определите, откуда именно приходит трафик. Такой подход поможет рассчитать бюджет эффективно: вложить средства в те площадки, которые работают для вас, и не тратиться зря на те, что не приводят покупателей. С этой задачей вам помогут UTM-метки.
В статье расскажем, что такое UTM-метки и как их использовать.
Что такое UTM-метки
UTM-метки — это небольшие фрагменты кода, которые добавляют в адресную строку сайта.
Пример ссылки с UTM-метками: https://example.com/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=sales_2024
С помощью UTM-меток инструменты аналитики, например Google Analytics или Open Web Analytics, получают информацию об источнике трафика.
Иными словами, с помощью UTM-меток можно определить, откуда посетитель перешел на сайт: из поста в Instagram, рассылки или статьи в чужом блоге.
Зачем нужны UTM-метки
Используйте UTM-метки, если хотите:
- Измерить ROI, показатель окупаемости инвестиций. UTM-метки помогают увидеть, какие кампании в социальных сетях принесли больше трафика и конверсий. Таким образом вы определите, откуда приходят ваши пользователи. Так вы сможете эффективнее распределить средства на будущие кампании.
- Отследить эффективность рассылок. Так вы поймете, какие рассылки стоит делать чаще, а от каких стоит отказаться.
- Провести A/B-тестирование. С их помощью вы проверите и подтвердите теории о том, что лучше всего работает для вашей аудитории. Например, вы хотите определить, какой вид публикации в социальных сетях работает лучше: с видео или без. Вы можете это определить с помощью параметра utm_content. Поделитесь двумя одинаковыми публикациями: одной с видео, а другой без. Пометив каждую из них UTM-метками, вы увидите, какая публикация привлекает больше посетителей на ваш сайт.
Любите продавать?
Держите хостинг для интернет-магазина с гарантированным аптаймом и +30% экономии при годичной оплате
Из чего состоит UTM-метка
Чтобы разобраться, из чего состоит UTM-ссылка, рассмотрим два URL: обычный и с UTM-метками.
Обычная ссылка | Ссылка с UTM-метками |
https://example.com/motorcycles/cruiser/2024/7/ | https://example.com/motorcycles/cruiser/2024/7/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=sales_2024 |
Каждая UTM-метка содержит:
- Фиксированный параметр, который нужно отследить, например, utm_source.
- Значение параметра, где можно указать любое слово. Однако стоит все же придерживаться определенных правил, чтобы легко анализировать полученные данные. О них расскажем дальше.
- Знак равенства (=) соединяет параметр и его значение.
- Амперсанд (&), который разделяет параметры UTM между собой.
- Вопросительный знак (?) отделяет первую UTM-метку от оригинальной ссылки.
URL-адрес может содержать всего пять параметров: 3 обязательных и 2 опциональных.
В примере добавлено три обязательные: utm_source, utm_medium, utm_campaign. Если пропустить один из этих параметров UTM, остальные не будут выполнять свою функцию.
Отсутствие дополнительных параметров, utm_term и utm_content, не влияет на работоспособность UTM-меток. Однако, с их помощью вы отследите важную информацию. В следующем разделе разберем, какие именно данные помогает собрать каждая метка.
Добавлять UTM-метки к ссылке можно в произвольном порядке. Эти ссылки идентичны:
https://example.com/motorcycles/cruiser/2024/7/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=sales_2024
https://example.com/motorcycles/cruiser/2024/7/?utm_medium=cpc&utm_source=google&utm_campaign=sales_2024
Обязательные UTM-метки
utm_source
Содержит имя рекламной площадки, где вы разместили ссылку, например Twitter, Google Ads или блог.
Укажите значение «google» для этого параметра UTM, если вы разместили ссылку в Google Ads. Полная метка будет выглядеть так: utm_source=google.
Вы также можете прописать и «ggl», никаких ограничений нет. Однако, анализировать данные в инструменте аналитики будет сложнее.
Рекомендуем использовать общепринятые значения:
- google для Google Ads;
- bing для Bing Ads;
- twitter для Twitter;
- facebook для Facebook;
- instagram для Instagram.
Если вы разместили ссылку на площадке, не указанной в списке, придумайте свое обозначение. Главное, чтобы вы позже могли понять, о каком источнике идет речь.
utm_medium
Поможет определить тип канала, по которому идет трафик: покупатели перешли на ваш сайт из контекстной рекламы с оплатой за клик, баннерной рекламы с оплатой за показы или рассылки.
В качестве значения используйте рекомендованные. Так вы не потеряетесь в данных, ведь тип канала подписан однотипно. Например, все рассылки указаны как utm_medium=email, а не обозначены каждая своим именем. В будущем, все данные можно отфильтровать по одному параметру, а не искать отдельно в инструментах аналитики.
Вот список некоторых рекомендованных значений:
- cpc (cost per click) или ppc (pay per click) — контекстная реклама с оплатой за клик;
- social_cpc — реклама в соцсетях с оплатой за клик;
- display — баннерная реклама с оплатой за показы;
- referral — переход с другого веб-ресурса;
- email — рассылка;
- organic — бесплатный поиск.
Вы также можете составить свой список.
utm_campaign
Используйте название кампании, продукта или укажите ключевое слово. Это поможет идентифицировать разные рекламные кампании в статистике. Допустим, вы запланировали провести три массовые рассылки к праздникам: Дню святого Валентина, 8 Марта и Дню матери. Использовав разные значения в параметре utm_campaign, вы не перепутаете, какая из рассылок привела больше покупателей.
Примеры параметров со значением: utm_campaign=valentine, utm_campaign=8_march, utm_campaign=mothers_day.
Опциональные UTM-метки
utm_term
Используйте этот параметр в своих рекламных объявлениях. Параметр utm_term помогает определить ключевое слово, которое вызвало показ рекламы.
Например, у вас интернет-магазин по продаже солнцезащитных очков. Вы разместили платную рекламу в Google Ads. Она всплывает с учетом ключевых слов в вашем аккаунте, которые вызывают показы. Это «солнцезащитные очки купить украина» и «солнцезащитные очки купить днепр». Вы хотите узнать, какие более эффективные.
Для этого добавьте в рекламные ссылки параметры utm_term=sunglasses+ukraine и utm_term=sunglasses+dnipro соответственно.
utm_content
Помогает отличить объявления, если совпадают другие параметры. Например, вы проводите кампанию в Instagram. Две ссылки на один товар вписаны в текст публикации: одна в заголовке поста, а вторая в теле. Чтобы узнать, какое именно упоминание привело посетителя на сайт, используйте utm_content.
Пример параметра со значением: utm_content=header и utm_content=body.
Динамические параметры в UTM-метках
Большинство рекламных систем, включая Google Ads и Bing Ads, поддерживают динамические переменные.
Укажите динамический параметр как значение в UTM-метке, если у вас настроена динамическая реклама. Тогда рекламная система автоматически добавит нужные данные в URL при каждом переходе по объявлению.
Например, вы настроили большое количество ключевых слов для рекламной кампании и теперь хотите понять, какие из них чаще приводят клиентов. Чтобы не создавать отдельную ссылку для каждого ключа с параметром utm_term, используйте динамическое значение. Динамический параметр прописывается в фигурных скобках. Потому UTM-метка будет utm_term={keyword}.
Еще можно узнать тип устройства, с которого получен клик. Тогда в UTM-метке utm_content используйте динамическое значение {device}. Выглядеть это будет следующим образом: utm_content={device}.
При клике по URL-адресу с этим динамическим параметром, Google Ads автоматически заменит {device} на тип устройства, с которого перешли по объявлению:
- «m» – мобильный телефон;
- «t» – планшет;
- «c» – компьютер.
Полный список динамических параметров можно найти на официальных ресурсах поисковых систем:
Пробуйте надежный хостинг с аптаймом 99,9%!
Наша теплая поддержка на связи 24/7
Как добавить UTM-метку к ссылке
Запомнив параметры и значения, вы можете вручную добавить их к своим ссылкам. Однако гораздо проще использовать автоматический компоновщик.
Google создали три бесплатных генератора:
- Google Analytics Campaign URL Builder — генерирует ссылки для веб-сайтов.
- Google Play URL Builder — генерирует ссылки для отслеживания приложений в Google Play Market.
- iOS Campaign Tracking URL Builder — генерирует ссылки для отслеживания приложений в App Store.
Обязательно используйте подходящий генератор URL-адресов, потому что URL-адреса веб-сайтов и приложений из Google Play Market и Apple App Store немного отличаются друг от друга.
Все три генератора работают по одному принципу. Вам нужно заполнить обязательные поля и указать опциональные по желанию. После чего компоновщик URL от Google самостоятельно создаст ссылку.
Готовую ссылку используйте в своем объявлении.
Ссылки для веб-сайтов также можно сгенерировать с помощью расширений для браузера Chrome, например UTM.io.
При покупке на год — скидка 30%
Советы по созданию UTM-меток
UTM-метки — это полезный инструмент для аналитики трафика. Но чтобы он эффективно работал, нужно уметь с ним обращаться. Мы собрали для вас советы по созданию UTM-меток:
👉 Обозначайте все обязательные метки: utm_source, utm_medium, utm_campaign. Упустив одну, остальные не будут работать.
👉 Используйте UTM-метки только для внешних источников. UTM-метки, которые вписаны на вашем сайте, например гиперссылкой в публикации, сбивают с толку инструменты аналитики и могут создавать ошибки отслеживания.
👉 Обозначьте единые правила оформления UTM-меток и придерживайтесь их. Подумайте о том, как вы будете описывать различные категории. Постоянство в обозначениях только на руку. У вас может быть несколько человек, работающих над отслеживанием UTM-меток в социальных сетях. Договоритесь, какие значения используются в различных случаях. Имея единый формат, вы точно знаете, что каждый сможет анализировать результаты.
👉 Прописывайте значения латиницей, не кириллицей.
👉 Используйте один и тот же регистр в рамках одной кампании. Например, sales_2024 и SALES_2024 в отчетах будут разными кампаниями, из-за чего будет сложно анализировать данные.
👉 Замените пробел на нижнее подчеркивание, если используете несколько слов в значении параметра. Например, sales_2024 вместо sales 2024. Ссылка с пробелами не будет работать корректно.
👉 Используйте сервисы сокращения ссылок, например Bitly, чтобы сделать ссылку более запоминающейся. Длинный URL-адрес может показаться читателю запутанным и порой небезопасным. Из-за этого пользователи могут реже переходить по длинной ссылке.
👉 Заблокируйте индексацию UTM-меток, чтобы избежать санкций в поисковых системах. Ссылки с UTM-метками — это дубли, ведь это страницы на одном и том же домене с идентичным контентом. Поисковые системы могут посчитать, что вы создаете их намеренно для манипуляции выдачей, и наложить санкции, например, заблокировать сайт.
Чтобы этого не произошло, в файле robots.txt пропишите следующий код:
User-Agent: имя веб-краулера
Disallow: /*?utm_
Веб-краулер — это программа, которая посещает сайты, оценивает содержимое, а затем переносит их в базу поисковых систем.
Не забудьте заменить имя веб-краулера на фактическое значение, например GoogleBot.
Статья по теме:
Где отслеживать UTM-метки
Отслеживать статистику и переходы можно в системах аналитики, таких как Google Analytics или Open Web Analytics. Каждая система уникальна, потому действия будут отличаться.
В этой статье мы рассмотрим, как отслеживать UTM-метки в Google Analytics 4, если у вас уже есть личный кабинет с добавленным сайтом. Если личного кабинета еще нет, нужно зарегистрироваться в Google Analytics и добавить сайт.
- Чтобы просмотреть статистику, войдите в личный кабинет в Google Analytics.
- Перейдите в Reports > Acquisition > Traffic acquisition.
- Измените основной параметр с помощью выпадающего списка в верхней части столбца на Session campaign.
Дальше вы можете использовать строку поиска немного выше, чтобы найти трафик по конкретной UTM-метке.
Статья по теме:
Что запомнить о UTM-метках
- UTM-метки — это вписанные в ссылку фрагменты кода, которые помогают определить источник трафика.
- UTM-метка состоит из параметра и его значения.
- Существует 3 обязательные и 2 опциональные UTM-метки.
- Необязательно вписывать UTM-метки в ссылку вручную. Вы всегда можете использовать конструктор UTM-меток.
- Есть несколько компоновщиков URL от Google. Каждый используется для различных типов ссылок: веб-сайта, приложения в Google Play Market и App Store.
- Отслеживать UTM-метки можно в различных системах аналитики, например Google Analytics 4.
Надеемся, что эта информация и практические советы по работе с UTM-метками были полезны для вас. Сохраняйте статью в закладки или делитесь ею в соцсетях, чтобы она всегда была под рукой.