Если у вас свой бизнес — искренне надеемся, что с ним все в порядке. Потому что война россии против Украины нанесла большой урон украинским предпринимателям. Нацбанк Украины в своем ежемесячном отчете говорит, что к концу апреля 17% бизнесов полностью прекратили работать. У 60% предприятий загрузка меньше, чем до 24 февраля.
В статье мы собрали государственные программы и частные инициативы помощи украинским предпринимателям, советы и идеи, как малому и среднему бизнесу возобновить работу во время войны.
Как перевезти бизнес из областей, где продолжаются боевые действия
Благодаря ВСУ, в моем родном Харькове каждый день возобновляют работу магазины, кафе и другие заведения.
Однако в Харьковской, Луганской, Донецкой, Сумской и других фронтовых областях все еще продолжаются активные боевые действия. Часть производств не могут возобновить работу из-за угрозы обстрелов или разрушенных цехов. Таким предприятиям государство помогает переехать в западные области Украины.
Предприятия могут переехать в девять областей: Закарпатскую, Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую, Хмельницкую, Черновицкую, Винницкую и южные территории Волынской и Ровенской областей.
Условий и ограничений нет: государство помогает не только крупным производствам, но и малому бизнесу с 10-20 рабочими.
Чтобы поучаствовать в программе, заполните форму. Заявку по релокации бизнеса рассматривают до 5 дней. После рассмотрения вам помогут:
- подобрать место для размещения компании;
- перевезти производство на новое место;
- расселить работников и их семьи;
- найти новых сотрудников вместо тех, кто сейчас не может работать;
- восстановить логистику, закупку сырья и поиск рынков сбыта.
Перевозить предприятия помогает Укрзалізниця и Укрпочта. Они вывозят предприятия только в случае, если нет чрезмерной угрозы водителям и железнодорожникам. В зоне активных боевых действий и через гуманитарные коридоры релокацию не проводят.
После завершения боевых действий предприятия вернутся в родные города и возобновят экономику в своих областях.
📌 Подробнее о программе релокации предприятий
Как выжить финансово
С 24 февраля украинские предприятия столкнулись с массой проблем:
- разрушенные магазины, заведения, заводы, оборудование, транспорт;
- нехватка работников;
- отсутствие сырья;
- невозможность довезти товары до потребителей;
- уменьшение спроса на собственные сервисы и продукты.
Это привело к финансовым потерям. Только за первый месяц полномасштабной войны прямые потери малого и среднего бизнеса составили $80 миллиардов.
В своем отчете НБУ показывает, как украинские предприятия борются с финансовыми потерями:
Мы разобрали несколько из этих и других вариантов, как уменьшить свои расходы и увеличить прибыль.
Получить финансовую поддержку от государства
👉 Выплаты тем, кто взял на работу внутренне перемещенных лиц
Работодатели получат 6 500 гривен за каждого трудоустроенного внутренне перемещенного человека. Компенсацию начисляют за первый и второй месяц работы вынужденного переселенца.
Для участия в программе вам нужно заключить трудовой контракт с внутренне перемещенным лицом, и зарегистрировать данные об этом через портал Дія или подать заявление в Государственную службу занятости.
👉 Кредитные программы
Украинские предприятия могут получить кредит до 60 миллионов гривен под 0% на время военного положения по программе «5-7-9 %». Во время военного положения и месяц после него проценты банка вместо вас будет платить государство. После этого кредитная ставка будет составлять 5%.
Срок кредитования по программе «5-7-9 %» будет зависеть от целевого назначения средств. На реализацию инвестиционного проекта и на рефинансирование задолженности кредит предоставляется на срок до 5 лет. Для финансирования оборотного капитала — до 3 лет.
Только за май банки выдали таких кредитов на сумму более 15 миллиардов гривен.
👉 Налоговые изменения
Верховная Рада Украины приняла законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения».
Вот некоторые из пунктов, которые предусматривает закон:
- с 1 марта 2022 года и 12 месяцев после прекращения военного положения все физические лица-предприниматели имеют право не платить ЕСВ за себя, если не имеют такой возможности;
- работодатели-плательщики единого налога, выбравшие упрощенную систему налогообложения, могут не платить ЕСВ за работников, которые были мобилизованы;
- с 1 апреля физические лица-предприниматели первой и второй группы могут не уплачивать единый налог, если у них нет такой возможности;
- во время военного положения и 30 дней после него потребители имеют право не платить неустойки, штрафы и пеню, если они просрочили выплаты по потребительскому кредиту;
- пострадавшим во время войны не нужно платить налог на доходы физических лиц с благотворительной помощи.
Если у вас есть юридические вопросы или вопросы по налогообложению, вы можете получить бесплатную онлайн-помощь:
📎 @LegalAidUkraineBot — правовые консультации в Телеграм.
📎 Консультант — онлайн-сервис юридических и бухгалтерских услуг.
📎 Дія.Бізнес — бесплатные консультации для предпринимателей на юридические темы, темы налогообложения, релокейта, маркетинга, бизнес-процессов во время войны и после.
Оптимизировать расходы
Чтобы уменьшить расходы, важно правильно распределить деньги, время и усилия людей. Для этого просмотрите, чем занимаетесь вы и ваши сотрудники, найдите, где вы теряете лишние деньги и время, и оптимизируйте эти процессы.
Например, если ваш менеджер, принимающий заказы, постоянно отвечает на однотипные сообщения в мессенджерах, можно разработать бота, что уменьшит время и потребность в переписках. Или написать заготовку сообщения с ответами на частые вопросы, которые задают клиенты.
💬 Опыт предпринимателя Ореста Зуба, которому удалось удержать свой бизнес на плаву.
Также важно устранить узкие места бизнеса. Недавно менеджер контента Лера делала обозревала книгу «Цель. Процесс непрерывного усовершенствования» и рассказывала в статье, как бизнесу работать эффективнее. Прочтите, чтобы узнать, что такое «узкие места» или «бутылочные горлышки», и как с ними бороться.
Перейти в онлайн
Часть физических торговых площадок разрушена. Многие люди переехали в другие города и сейчас им легче заказать в онлайне, чем искать новые магазины вживую. Во многих городах общественный транспорт работает нерегулярно, а владельцы автомобилей экономят бензин, что тоже отбивает желание ехать за чем-нибудь вживую. Поэтому, если вы еще не перешли в онлайн, рекомендуем это сделать.
Если смотреть на цифры, то до 24 февраля Новая почта доставляла ежедневно 700 тысяч заказов из онлайн-магазинов. За первую неделю полномасштабной войны украинцы отправляли в среднем 50 тысяч посылок в день. На второй неделе в среднем Новая почта перевозила 100-125 тысяч посылок. А с 21 марта зафиксировано уже 350 тысяч отправок, из которых 210 тысяч — это онлайн-заказы.
Конечно, это в три раза меньше, чем до войны, но украинцы продолжают покупать украинское и делают это онлайн. К тому же, это данные только через месяц после вторжения.
Статья по теме:
Выйти на международный рынок
Не только украинцы сейчас выбирают украинское, чтобы помочь экономике. Люди из других стран тоже обращают внимание на украинские бренды, потому что это способ показать нам свою поддержку.
Так что если у вас свое маленькое производство — подумайте о международных торговых площадках. К примеру, мама моей подруги варит мыло и планирует продавать его на Etsy. Также свои товары можно продавать через Amazon Handmade, eBay и с помощью социальных сетей.
Если у вас масштабы производства побольше или вы сервисная компания, воспользуйтесь программами поддержки бизнеса.
✔️ Biz For Ukraine — программа помощи для украинских сервисных компаний, которые имеют возможность удаленно предоставлять свои услуги. Сейчас помощь оказывают компаниям в сфере:
- IT,
- креативных услуг,
- консалтинга,
- архитектуры
- инженерии,
- логистики.
✔️ Do Business with Ukrainians — платформа по продвижению украинского малого и среднего бизнеса за границей. С помощью этой В2В-платформы иностранные заказчики могут работать с проверенным малым и средним бизнесом из Украины, а украинские предприниматели получают новые контракты на международном рынке.
Выход на международный рынок подходит в случае, если вы продаете товары или предоставляете онлайн услуги. К сожалению, если ваши услуги привязаны к определенному месту, например СТО или парикмахерская, это способ для вас неактуален. В этом случае попытайтесь переориентироваться на потребности рынка.
Переориентироваться на потребности рынка
С войной потребности и предпочтения украинцев частично изменились. Могу сказать за себя и своих знакомых из Харькова: если прошлой весной из одежды мы покупали блузки и платья, то в этом году предпочитаем удобные спортивные костюмы. В платьях, к сожалению, менее удобно бежать в бомбоубежище.
Еще один пример — харьковчанка, которая до войны продавала растения, сейчас ухаживает за квартирными цветами тех, кто выехал из города. Услуга вынужденно расширена: кроме полива цветов иногда приходится кормить рыбок или пересылать вещи. Это позволяет девушке зарабатывать и поддерживать свой бизнес, пока в самом городе почти не осталось ее клиентов.
Такие изменения затронули многие сферы. Подстройте свой бизнес под них, чтобы не терять деньги.
К примеру, если вы возите машины из заграницы — завозите больше электрокаров. В Украине все еще есть проблемы с поставкой топлива, поэтому электроавтомобили становятся все более популярными.
Попытайтесь работать напрямую с конечными клиентами, а не с другим бизнесом. Если раньше вы продавали свои товары через посредников, попробуйте делать это напрямую.
Как общаться с клиентами
Напоследок хотим поговорить о том, как бизнесу вести себя в соцсетях.
Соцсети — это инструмент, с помощью которого можно поддерживать контакт с клиентами и выстраивать свой имидж. Но на SMM-курсах вряд ли учат, как общаться с клиентами в соцсетях во время войны. Поэтому некоторые бренды делают вид, что ничего не изменилось, или вообще перестают поститься что-нибудь новое.
В телеграмм канале Діджитальня опубликовали хорошее руководство о том, как бизнесу вести соцсети во время войны:
Полезные ссылки для предпринимателей
- Чеклист для рестарта бизнеса от инициативы UA Anti-crisis
- Вебинары от Fondy UA Сохранить бизнес во время войны
- Материал от Forbes с советами юристов Что делать, если ваш дом или бизнес разрушила война россии
- Подборка от Дії.Бізнес с государственными и частными инициативами Поддержка бизнеса в условиях войны
- Список нормативных документов, аналитических статей, рекомендаций, разъяснений, касающихся бизнеса страны в состоянии войны, от LIGA ZAKON Бизнес во время войны
Надеемся, что наша статья была для вас полезна! Если у вас есть дополнительная информация, которую следует знать украинским предпринимателям, пишите в комментариях 👇