Как работают поисковики

У поисковиков две основных функции: индексировать сайты и давать пользователям ответы на запросы.

В статье расскажем, как работают поисковики и поисковые роботы — как они индексируют сайты и предоставляют ответы — и как вырастить рейтинг сайта.

как работает гугл и другие поисковики

Как поисковики индексируют сайты

Представьте мировую паутину как сеть остановок в огромном метро. Каждая остановка — уникальный документ. Обычно это веб-страница, но иногда это PDF, JPG или другой файл. Поисковикам нужен способ, чтобы прочесать весь город и найти все остановки по пути. Для этого они используют самый доступный маршрут — ссылки.

Структура ссылок в сети связывает все страницы. Ссылки помогают поисковым роботам обходить миллиарды связанных между собой документов в вебе.

Как только поисковики находят эти страницы, они расшифровывают их код и хранят выбранные образцы в огромных базах данных. Поисковики вытаскивают их оттуда, когда этого требует поисковый запрос. Чтобы хранить миллиарды страниц и выдавать их по запросу за долю секунды, компании поисковиков построили датацентры по всему миру.

Как поисковые системы выдают ответы на запросы

Поисковики — это машины, которые выдают ответы. Когда человек ищет что-то в онлайне, робот прочесывает свой массив из миллиарда документов и:

  • выдает только те результаты, которые отвечают на запрос пользователя;
  • ранжирует их в соответствии с популярностью сайтов, отдающих эту информацию.

Как поисковики определяют релевантность и популярность

Для поисковой системы релевантность — это больше, чем просто найти страницу с определенными ключевыми словами.

На заре веба поисковики не шли дальше этого упрощенного шага, и результаты поиска были не очень ценны. На протяжении лет инженеры разработали способы получше, чтобы сопоставлять результаты с запросами пользователей. Сегодня сотни факторов влияют на релевантность. Далее — о самых важных из них.

Поисковики обычно предполагают, что чем популярнее сайт, страница или документ, тем ценнее информация в нем.

Популярность и релевантность определяется не вручную. Поисковые системы используют алгоритмы, чтобы сначала отсортировать результаты по релевантности, а потом проранжировать их по качеству, или популярности.

В эти алгоритмы часто входят сотни переменных. В сфере поискового маркетинга они называются факторами ранжирования. Moz даже создал специальный ресурс на эту тему — Search Engine Ranking Factors. Здесь можно почитать о результатах опроса экспертов на тему влияния разных факторов ранжирования.

Как получить более высокий рейтинг в поисковике

Сложные алгоритмы поисковых систем могут казаться дремучим лесом. Поисковики не говорят о том, как достичь результатов получше или собрать больше трафика. Но они предоставляют набор правил для SEO-оптимизации.

Инструкции по SEO-оптимизации от веб-мастеров Google

  • Создавайте страницы для пользователей, а не для поисковиков. Не обманывайте пользователей. Не выдавайте один контент поисковикам, а другой — пользователям.
  • Создавайте сайт с четкой иерархией и текстовыми ссылками. Каждая страница должна быть доступна хотя бы с одной статической текстовой ссылки.
  • Создавайте полезный сайт, богатый информацией. Пишите тексты для страниц, которые четко и понятно описывают ваш контент. Убедитесь, что элементы title и атрибуты ALT точны и описывают содержимое.
  • Используйте ключевые слова, чтобы создать описательные, человекопонятные ссылки. Предоставляйте одну версию ссылки и используйте редиректы 301 или атрибут rel=«canonical» для дублирующегося контента.

Кроме этого, можете почитать руководство по поисковой оптимизации для начинающих от Google.

Проведение экспериментов

Чтобы понять, как поисковики ранжирую сайты, веб-мастеры проводят эксперименты. В процессе можно понять, как поисковики составляют рейтинг сайтов.

Некоторые из экспериментов, которые проводили веб-мастеры Moz, следовали такой схеме:

  1. Зарегистрировать новый сайт с бессмысленными ключевыми словами.
  2. Создать много страниц на сайте. Все из них были построены вокруг одного ключевого термина — тоже бессмысленного.
  3. Сделать страницы практически одинаковыми. Затем менять одну переменную в них — например, расположение текста, форматирование, ключевые слова, структуру ссылок.
  4. Ссылаться на созданный домен с индексированных страниц на других доменах.
  5. Отметить для себя номер позиции страниц в поисковиках.
  6. Вносить небольшие изменения на страницах и оценивать их влияние на результаты поиска. Это нужно, чтобы понять, какие факторы могут повысить или понизить рейтинг.
  7. Записать любые значимые результаты и заново их протестировать на других доменах или с другими ключами. Если несколько тестов постоянно выводят одинаковые результаты, возможно, вы обнаружили схему, которую используют поисковики.

Тестирование полезно. Но это не единственное, что можно сделать, чтобы понять работу поисковиков. Можно понять больше, читая патентные заявки от поисковых систем в Бюро патентов США.

Самая известная патентная заявка — PageRank. Благодаря ей Google стал популярным в конце 90-х.

PageRank — это алгоритм ссылочного ранжирования. В нем каждой веб-странице назначается численное значение. Оно измеряет «важность» или «авторитетность» страницы среди остальных. Подробнее о PageRank

Используя методы тестирования и знания из патентных заявок, SEO-специалисты стали понимать многие базовые операции поисковиков и основные компоненты сайтов и страниц, которые приносят рейтинг и трафик.

В одной из следующих статей расскажем о том, как люди взаимодействуют с поисковиками.

Источник: статья в Moz о работе поисковиков

Валерия

Маркетолог HOSTiQ и альтер-эго кота Хвостика. Ест за себя и за Хвостика.
Понравилась статья? Оставь свой голос!