В предыдущей статье мы рассказали, как появились доменные имена и доменные зоны. Теперь разбираемся, кто всем управляет: запускает новые зоны и устанавливает требования к регистрации.
История
Когда в 1985 году появились первые доменные зоны, их было семь: .com, .net, .org, .edu, .gov, .mil и .arpa.
Три из них с самого начала стали зонами ограниченного пользования. Домены .arpa используют только для инфраструктуры интернета. Право регистрировать имена в этой зоне принадлежат администрации интернета — организации IANA. А доменами в зонах .gov, и .mil управляет правительство Соединённых Штатов. В них регистрируют имена для сайтов американских правительственных и военных структур.
Остальные зоны были открыты для общего пользования, но регистрировала их только одна компания — Network Solutions. Из-за монополии на регистрации компания могла назначать любые цены для желающих запустить сайт: имя в зоне .com, .net или .org стоило $50 в год. Всё изменилось с появлением организации ICANN.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ:
Прочитать статью — хорошо, а прочитать статью
и посмотреть видео — еще лучше!
Смотрите наше видео, как зарегистрировать домен
Уровень 1: ICANN
С момента основания в 1998 году ICANN — это главный орган управления доменными именами в интернете. Организация разработала документы, где описаны права и обязанности компаний, которые регистрируют домены за деньги.
В новой системе право регистрировать домены общего пользования могла получить любая компания. Из-за этого монополия Network Solutions прекратилась, цены на регистрации упали, а интернет стал развиваться быстрее.
Перед тем как принять любой документ, ICANN публикует его на своём сайте, чтобы получить комментарии от всех желающих. Это помогает найти спорные места и сделать интернет удобным для всех заинтересованных сторон: обычных пользователей, владельцев бизнесов, представителей интернет-сообщества и государственных органов разных стран.
Игнорировать требования ICANN не получится, потому что организация управляет серверами, которые участвуют в работе системы DNS. Это технология, которая помогает браузеру понять, на каком сервере лежит сайт конкретного домена. Если завтра DNS перестанет работать, мы не сможем использовать домены. Вместо привычных имён вроде «google.com», нам придётся вводить в браузере IP-адрес компании — «216.58.215.110». Подробнее о работе технологии расскажем в следующей статье этой рубрики.
ICANN может отказаться признавать предыдущие регистрации и отобрать право регистрировать новые домены у компании, которая не выполняет требования организации. Разберёмся, что это за компании.
Уровень 2: Регистратура
Информация о регистрации каждого доменного имени хранится в специальных реестрах. В них можно посмотреть, кто и когда зарегистрировал домен, когда истекает срок регистрации, где искать IP-адрес сервера, на котором хранится сайт.
В одном реестре хранится информация об именах из какой-то одной доменной зоны. Имена в зоне .com записывают в один реестр, а в зоне .net — в другой.
Управляют реестрами специальные организации — регистратуры. Они деактивируют домены после окончания срока регистрации, устанавливают правила регистрации имён, решают спорные ситуации.
Стать регистратурой может любая юридически зарегистрированная компания. Права и обязанности регистратуры описаны в соглашении на сайте ICANN. Его подписывает каждая организация, которая берёт на себя функции регистратуры.
Уровень 3: Доменный регистратор
По правилам ICANN регистратура должна продавать домены через посредников — регистраторов. Стороны заключают договор о партнёрстве, после чего регистратор получает право добавлять в реестр новые домены и продлевать их по требованию пользователей. Стать регистратором может любая компания, но для этого ей придётся получить аккредитацию ICANN.
Такая система нужна, чтобы на рынке была конкуренция. Без регистраторов у каждой регистратуры была бы монополия на продажу доменов в своих зонах, а это по сути то же самое, что было сначала с Network Solutions.
Регистратура устанавливает для каждого регистратора фиксированную сумму за регистрацию домена в конкретной зоне, регистратор продаёт домены пользователям немного дороже, а разницу оставляет себе. Можно сказать, что регистратура продаёт домены «оптом», а регистраторы «в розницу».
Сейчас в мире работает 2500 аккредитованных регистраторов, а общее количество зарегистрированных доменов перевалило за 348 млн. Компании соревнуются между собой, предлагают разные цены и дополнительные услуги для пользователей. Если качество услуг одного регистратора не устраивает, всегда можно перенести домен в другую компанию.
Ещё раз главное — кто управляет доменами
- ICANN: запускает новые доменные зоны, назначает регистратуру, выдаёт аккредитацию регистраторам.
- Регистратура: управляет реестром всех имён в конкретной доменной зоне и устанавливает правила регистрации.
- Регистратор: регистрирует и продлевает доменные имена по запросу пользователей.