Сегодня на мои (надеюсь, не каверзные:) ) вопросы отвечает Мария Шаповал — менеджер по контент-маркетингу в HOSTiQ. Маша руководит созданием и распространением контента, SMM, email-маркетингом, акциями. В интервью я узнала у Маши, как бизнесу стоит выстраивать свой контент-маркетинг, как справляться с большими задачами и что такое настоящая «команда мечты». Будет интересно.
- Правда ли, что контент-маркетинг необходим любому бизнесу? И как владельцу компании понять, стоит ли делать упор на контент-маркетинг?
Сначала отвечу на первый вопрос. Конечно, неправда. Нет вещей, которые обязательно нужны бизнесу. Все бизнесы строятся по-разному.
Всё зависит от самого бизнеса
Например, у кого-то есть ларек в метро по продаже пирожков. Они разлетаются за первые 2 часа работы метро, когда люди едут на работу. Владелец ларька не хочет больше ничего делать для расширения производства. У него и так всё хорошо, он работает по 5 часов в день, зарабатывает 10 тысяч и ему этого достаточно.
А есть, например, вещевой ларек на рынке, который перепродает турецкие вещи. И они продаются не очень хорошо, потому что рядом 10 таких же ларьков. Или есть пекарь, который печет хлеб. Он вкусный, но выходит довольно дорогим, потому что выпекается из натуральных ингредиентов. И просто прийти на какую-нибудь выставку с этим хлебом мало. Пекарь хочет поставлять хлеб кофейням или на мероприятия. И в этом случае недостаточно просто завести аккаунт в Инстаграме. Нужно еще рассказывать о своем хлебе в блоге, снимать видео о производстве хлеба.
Определите цели
Чтобы понять, нужен ли контент-маркетинг, нужно задаться вопросом, какие цели сейчас стоят перед бизнесом. Затем продумать, какие есть способы достижения этих целей, проанализировать каждый способ и соотнести полученные результаты между собой. Допустим, бизнес уже делает всё, что можно, а контент-маркетинга у него еще нет. Если бизнес предполагает, что с помощью контент-маркетинга он сможет повысить лояльность ЦА, то нужно подумать, есть ли в команде люди, которые смогут заниматься контентом; как их нанимать; кто ими будет руководить; сколько им платить; как и что хочется выпускать, какая конкуренция на рынке на эту тематику.
Насчет упора на контент-маркетинг. Стоит смотреть, насколько эффективен контент-маркетинг сам по себе и стоит ли в него направлять все усилия. Если бизнес будет выбирать между остальными видами маркетинга, нужно понять, что за цель сейчас стоит. То ли привлечь больше покупателей, то ли сделать так, чтобы они возвращались после первой покупки, то ли повысить лояльность аудитории. Исходя из каждой цели, нужно понять, каким каналом маркетинга эту цель можно решить.
Также нужно подумать, сможет ли сейчас бизнес сделать хороший контент-маркетинг. Под хорошим я имею в виду не статьи, написанные только для seo с ключевыми словами, а статьи, которые написаны для читателя. Отфильтровать такие статьи может любой человек, независимо от того, занимался ли он когда-нибудь контент-маркетингом. Каждый человек в состоянии отличить хорошую статью от плохой и фальшь от правды. Чтобы такую хорошую статью написать, нужен хороший автор и редактор, которые будут работать в связке.
Когда не подходит контент-маркетинг
Контент – сложная тема. Сложно не только создавать контент, но и измерять эффект от него. Сложно понять, сколько денег принесла определенная статья, потому что контент работает в основном на лояльность аудитории. И, скорее всего, будет неясно, что непосредственно благодаря блогу, видео или соцсетям стало приходить больше клиентов. Если бизнес хочет выбрать стратегию, которая будет давать конкретные показатели по цифрам, то контент в этом плане не очень годится.
- Что для тебя самое сложное в контент-маркетинге и как ты справляешься с этим?
Самое сложное – начать писать статью. Сесть и написать первый черновик. Перед этим мне иногда хочется пораскачиваться, поделать какие-то другие дела. Бывает страшно – а получится ли сейчас написать, а хорошо ли получится, а достаточно ли у меня знаний.
Главное – заставить себя сесть и писать всё, что есть в голове. Не пытаясь это переписывать и структурировать. Выложить это всё, и только тогда анализировать.
Допустим, есть статья о приемах борьбы с прокрастинацией. Я знаю, что для борьбы с прокрастинацией иногда нужно позволять себе потупить. Я описываю этот способ – если в момент выполнения задачи хочется потупить, то можно поставить себе таймер на 15 минут и посмотреть какое-то видео на Ютубе. Еще я знаю способ – выделить себе определенное время на задачу. И решить, что есть 40 минут, которые я поделаю какое-то страшное дело, и дальше делать его уже не надо. Я описываю, что вот я завожу будильник, и если по окончанию 40 минут я больше делать это дело не хочу, то радостно бросаю. Если чувствую, что загорелась и хочется продолжать, то продолжаю. Кстати, чаще так и бывает.
Все эти способы описываю вместе с водой, лишними словами, даже матерными, если хочется. Потом надо сделать перерыв – выйти погулять, выпить чаю. И дальше можно приниматься за редактуру. Вот такой способ борьбы со всеми сложными задачами.
- Почему быть контент-маркетологом – круто?
Я считаю, что круто – это хорошо делать свою работу, кем бы ты ни был. Например, у меня есть любимый продавец в одной небольшой эколавке в Харькове. Она хорошо разбирается во всех продуктах, которые есть в магазине. Всегда знает состав, может подсказать, что сейчас вкусного появилось, дать попробовать, взвесить совсем немножечко. Она всегда желает хорошего дня, и такое ощущение, что помнит всех покупателей в лицо. Хотя казалось бы, что сложного в профессии продавца. Но на самом деле хорошим продавцом в магазине быть сложно.
Поэтому в любой работе, если ты работаешь хорошо, понимаешь ради чего ты работаешь и достигаешь целей, то ты крутой.
У контент-маркетолога есть чуть больше возможностей повлиять на мир и людей, чем в других профессиях. Эта возможность есть в профессии контентщика, кто бы это ни был – то ли это сммщик, то ли автор статей, то ли автор целого сайта. Он может повлиять на мир через взаимодействие с аудиторией, которая будет читать или смотреть его продукт. От того, как он преподнесет материал, зависит то, что будет дальше думать читатель об этом продукте.
Проще всего проиллюстрировать это на примере журналиста, потому что это человек, который много работает с контентом. Многое зависит от того, что журналист напишет в заголовке, попытается ли он проманипулировать сознанием людей. Например, можно в заголовке написать, что Бред Питт умер, а в самой статье – об очередном фильме с Бредом Питтом, в котором его персонаж умирает. Журналист может написать так, а может говорить правду, заботясь о читателе.
Контент-маркетинг – единственная возможность для бизнеса образовать читателя именно так, как хочется бизнесу. Если бизнес хочет получить читателя, который хорошо владеет информацией о финансах, структурировано мыслит, разбирается в инвестициях, то бизнес может с помощью своего контента образовывать читателя, рассказывать ему о том, как правильно распоряжаться деньгами, куда лучше вкладывать, как экономить. Если контент-маркетолог умеет делать так, чтобы читатель становился лучше после прочтения его материала, то он крутой.
- Ты руководишь отделом контент-маркетинга в HOSTiQ. У каждого руководителя есть своё понимание «команды мечты». Какой должна быть идеальная команда для эффективной работы и достижения целей?
Для любого руководителя, который хочет справляться с поставленными задачами, команда мечты – это та команда, которая активно придумывает, что ей нужно делать и умеет это делать. Важно, чтобы люди генерировали идеи, понимали порядок их реализации и доводили дело до конца. Звучит банально, но на самом деле, среди людей, которые умеют придумывать, мало тех, кто умеет доделывать. Потому что придумать таким людям легко, а сделать сложно. Я это точно знаю, потому что сама из таких людей.
Когда твоя команда работает в таком цикле – придумывает, решает как и когда это делать, задает правильные вопросы – это и есть идеальная команда.
Насчет правильных вопросов. С начала моего рабочего стажа я видела, что во многих бизнесах модель работы начальства с подчиненными состоит в том, что начальство говорит о какой-то задаче, а подчиненный идет ее делать. При этом он может не до конца понимать, что надо делать и зачем надо делать именно так. Но он идет и делает. Хороший подчиненный задаст вопросы, почему эта задача именно сейчас важна, почему выбрали такой способ ее решения, есть ли еще другие способы.
Еще хороший подчиненный всегда будет стараться расти и развивать свои лучшие качества. Команда мечты в какой-то момент не потребует руководителя. Руководитель нужен, чтобы заниматься наставничеством, помогать команде развиваться и подсказывать в сложных решениях, которых со временем должно становиться меньше, потому что команда уже может принимать решения сама.
- Ты написала немало классных статей. Какой из недавних ты особенно гордишься?
Последние года три я пишу очень мало. Поскольку я все время учусь чему-то новому, свои старые статьи я оцениваю очень низко и считаю их плохими. Среди совсем недавних – это статья, где я рассказала о том, как устроена моя семья с мужем. Я описала, какие приемы мы используем, чтобы сделать наши отношения лучше: чтобы быт не мешал радоваться, чтобы разные процессы в семье были устроены удобно. Например, как мы распоряжаемся деньгами, убираем, готовим есть, проводим выходные, какие у нас ожидания друг от друга. Статья вышла очень личная. Я не видела статей на такую тему в рунете и укрнете. Я надеюсь, каждый кто ее прочитает, почерпнет хотя бы один прием, который ему пригодится.
БЛИЦ
- Без чего ты не представляешь свой рабочий день?
Без пары страниц хорошей статьи, книжки или рассылки.
- Какая первая ассоциация со словом «HOSTiQ» возникает в голове?
Кот Хвостик.
- Главное открытие прошлой недели?
Чтобы выработать привычку, нужно создать ритуал. Как с чисткой зубов, до мелочей: взять щетку, намочить, немного пасты, чистить минуту, потом помыть щетку, ополоснуть рот. Такое же нужно продумать для любой новой привычки, чтобы она заработала.
- Продолжи фразу: «Если бы не было интернета, я…»
Я бы все еще работала редактором в бумажном журнале.
- Полезный ресурс/книга/фильм:
https://courses.prometheus.org.ua/, «Люди, которые играют в игры», «1+1»
- Чем ты собираешься заняться после того, как закончишь отвечать на эти вопросы?
Пойти на тренировку по танцам.