Многие сравнивают появление ChatGPT с появлением интернета: после этих событий мир уже не будет прежним.
Мы постоянно следим за новостями о том, как использовать искусственный интеллект для создания и продвижения сайтов, и одна из огромных областей его использования — поисковая оптимизация.
Недавно в блоге контент-маркетинговой компании Animalz мы наткнулись на интересную статью по этой теме: The Future of SEO in Post-ChatGPT World. В ней Animalz пробуют предсказать, как изменится поисковая оптимизация с появлением генеративного искусственного интеллекта вроде ChatGPT. Если вы согласитесь хотя бы с несколькими предсказаниями и возьмете советы Animalz на вооружение, вы сможете адаптировать свою SEO-стратегию к будущим изменениям и остаться в ТОПах поисковых систем (или войти туда).
Ниже наш свободный перевод этой статьи 👇
«SEO — это движущая сила для роста многих компаний, поэтому стоит обращать особое внимание на любые новые технологии, которые могут изменить правила поиска.
Хотя SEO не умирает, оно точно претерпевает существенные изменения, которые ускоряет генеративный искусственный интеллект. Именно поэтому мы рискнем дать несколько обоснованных предположений о том, как будет выглядеть поисковая оптимизация через несколько лет».
Ryan Law, CMO контент-маркетингового агентства Animalz
👉 Конкуренция по всем результатам поиска значительно вырастет
Generative AI резко увеличит количество SEO-контента, которое публикуют каждый день.
Время и навыки, необходимые, чтобы исследовать тему и написать SEO-статью, резко упали почти до нуля. Теперь для этого нужны пара предложений с ходом мысли, несколько скопированных примеров и несколько щелчков мыши в бесплатном AI-сервисе.
Вероятно, это сильно повлияет на конкурентоспособность большинства результатов поиска.
Частота публикаций и их длина растут
Частота публикаций — мощный рычаг роста, но на протяжении большей части истории SEO механический процесс написания был узким местом. Теперь это узкое место практически исчезло, и опубликовать двадцать статей ежемесячно — или сорок, или тысячу — стало гораздо доступнее.
Используя ChatGPT, почти так же легко написать статью из 5000 слов, как и статью из 500 слов, поэтому мы также можем ожидать, что средняя длина опубликованного контента будет расти. Мы увидим, что все больше компаний будут создавать более длинный контент, нацеленный на то же количество ключевых слов. Значительная часть этого контента не будет иметь просмотров страницы, но не весь.
Компании будут менее разборчивыми в ключевых словах, на которые они ориентируются
Когда написание статьи требует много времени и энергии, мы разборчивы относительно тем, о которых пишем: сосредотачиваем свою энергию на самом высоком трафике, наименьшей конкуренции или наиболее релевантных для продукта ключевых словах.
Но генеративный искусственный интеллект убирает это ограничение и создает стимул сначала публиковать, а затем думать. Компании будут менее разборчивыми и охотнее будут браться за любое ключевое слово, бегло отвечающее их продукту. Как Animalz уже писали ранее в статье Сингулярность поиска: как побеждать в эпоху бесконечного контента:
«Зачем заниматься стратегией, если вы можете создавать сотни публикаций в блоге одновременно? Зачем беспокоиться о приоритетах, когда можно использовать любое ключевое слово? Зачем анализировать своих конкурентов, если вы можете просто скопировать их за секунду?»Программное SEO становится обычным делом
Некоторые компании будут использовать искусственный интеллект как творческого второго пилота: придумывать темы статей, идеи для рассылок. Другие доверят ему писать первые черновики, оставляя задачу просматривать их и редактировать человеку. Третьи будут использовать контент, написанный искусственным интеллектом, как исследовательский инструмент, публикуя сотни посредственных статей и улучшая те, которые показывают наилучшие результаты.
Но влияние этих случаев использования будет незначительным по сравнению с влиянием программного SEO.
Для маркетологов во всем мире всегда существовал компромисс между объемом контента и его качеством: чтобы публиковать тысячи статей в месяц, обычно нужно уступать актуальностью и уникальностью содержимого. С GPT-4 это ограничение может исчезнуть.
Добавьте к этому способность GPT-4 писать и исправлять неполадки сценариев Python для веб-скрапинга
, и станет понятно, что препятствия для входа в программное SEO практически нулевые.👉 Google будет отдавать приоритет факторам ранжирования вне страниц
Значительная часть контента, опубликованного с помощью искусственного интеллекта, будет определенным оттенком плагиата: повторение одних и тех же основных идей на какую-то тему.
Генеративный искусственный интеллект обостряет известную проблему: маркетологи создают контент на основе одних и тех же инструментов и того же исходного материала. GPT-4 учится на огромном массиве письменных материалов, но для многих тем (например, «лучшие советы по внедрению CRM») генеративный ИИ будет опираться на те же заезженные статьи, что и все остальные. Проблема усугубляется неспособностью генеративного искусственного интеллекта создавать новую информацию: он не может собирать новые данные, иметь личный опыт или проводить надежный отраслевой анализ.
Это значительно увеличит количество статей, которые практически не отличаются друг от друга. Такая ситуация плохая для пользователя, потому что усложняет ему поиск новой информации, и плохая для Google, потому что сокращает путь пользователя в поисковике: зачем кликать на другие страницы, если все они одинаковые.
Google придется искать лучшие способы различать одинаковое содержимое.
На практике это может означать три вещи.
Факторы ранжирования вне страницы становятся важнее
При наличии плагиата, где слова на страницах в конкурирующих статьях в основном одинаковые, Google может уделять больше внимания факторам ранжирования вне страниц, например обратным ссылкам. Но так станет еще труднее конкурировать с большими, узнаваемыми брендами с устоявшимися обратными ссылками.
Авторство контента подчеркнуто
Контент, подписанный автором, тоже может стать более важным, поскольку Google уже уделяет больше внимания автору публикации, чем самой публикации. Мы видим первые признаки этих изменений в рекомендациях Google по оценке качества контента, которые были обновлены в конце 2022 года:
«Теперь, чтобы лучше оценить наши результаты, E-A-T получает дополнительную E — experience, опыт. Демонстрирует ли контент, что он был создан с определенным опытом, например, с фактическим использованием продукта, фактическим посещением места или пересказом того, что человек пережил? Бывают ситуации, когда вы больше цените контент, который создал кто-то, кто имеет собственный жизненный опыт в этой теме».Мы увидим больше ситуаций, когда «недостаточно получить правильный ответ от неправильного человека» — Google будет различать подобные статьи на основе опыта авторов, которые их написали.
Google учитывает скорость сайта при ранжировании
С 2018 года скорость ресурса стала одной из метрик, которые Google учитывает при ранжировании сайтов. Если посетитель не дождался, пока загрузится страница, и закрыл вкладку, это минус в карму и в рейтинг поисковой выдачи.
Позаботьтесь о скорости своего сайта — выберите хостинг на чистых SSD-дисках 🚀
Мы отказались от HDD-дисков на серверах и перешли на SSD. На SSD-дисках сайты загружаются в 5 раз быстрее, чем на HDD.
Также мы заменили веб-сервер Apache на LiteSpeed, чтобы увеличить скорость работы сайтов. По статистике, на LiteSpeed файлы открываются в 5 раз быстрее. А если ваш сайт на WordPress, то мы ускорим его еще больше с плагином LSCache.
Наш хостинг можно бесплатно тестировать в течение 30 дней. Убедитесь, что ваш сайт работает с нами быстрее — и тогда уже будете принимать решения по покупке 🔥
Приоритет прироста информации
Google уже запатентовала спекулятивное решение проблемы с плагиатом: оценка прироста информации. Они предлагают награждать баллами статьи, которые вносят новую информацию в обсуждение, и наказывать те публикации, которые этого не делают.
Эта возможность рисует оптимистическую картину: вместо текущей системы, которая вознаграждает компании за «небоскрёб» в результатах поиска
, бренды будут получать вознаграждение за проведение исследований и создание оригинального контента.Чтобы хорошо ранжироваться, компании будут:
- Создавать контент, дополняющий и развивающий существующие статьи. Давать практический следующий шаг, разрабатывать ключевые идеи или предлагать больше глубины и деталей.
- Экспериментировать с рискованными кадрами и ракурсами, например, отображая контроверсионные мнения об общеизвестных темах.
- Включать оригинальные исследования в контент с помощью личных точек зрения, опросов клиентов или добавляя в публикации мнения экспертов в этой области.
👉 «Выхлоп» из результатов поиска станет меньше
Раньше, когда поисковая оптимизация не была таким распространенным и известным понятием, компании, инвестировавшие в SEO своих веб-ресурсов, обычно получали гораздо больше прибыли. Отсутствие конкуренции позволяло этим компаниям занять более выгодные позиции в поисковых результатах.
Однако со временем SEO становилось все более популярным и важным для бизнеса. А чем популярнее тактика, тем больше конкуренция, и тем труднее становится добиться с ее помощью невероятных результатов. Поэтому можно сказать, что поисковая оптимизация сегодня сложнее, чем вчера.
Вполне возможно, что генеративный искусственный интеллект и ChatGPT являются переломным моментом, который еще больше изменит ценность SEO и значительно усложнит достижение хороших результатов.
Больше поисков без кликов
Google Bard и Bing Chat показывают одно из возможных будущих для поисковых систем в мире после ChatGPT. Пользователи могут взаимодействовать с поисковой системой через плавный, естественный разговор. Модель искусственного интеллекта может исследовать имеющиеся результаты поиска, ища конкретную информацию, а затем — что важно — синтезировать все это в новый разговорный текстовый ответ, отвечая на вопросы прямо в результатах поиска.
Это отлично для пользователей и ужасно для владельцев сайтов. Вместо того, чтобы направлять пользователей на ваш сайт, вознаграждая вас за ваши инвестиции в контент, поисковые системы могут использовать вашу упорную работу, чтобы отвечать на запросы прямо в результатах поиска.
Ссылка на сайт-источник (как в примере ниже) — одно из возможных решений, но остается вопрос: зачем индексировать ваш контент, если поисковая система никогда не будет направлять трафик на ваш сайт?
Большая фрагментация поиска
В феврале 2023 года Bing сообщил, что внедряет искусственный интеллект в свою поисковую систему. Это объявление вызвало значительный интерес среди пользователей: в течение 48 часов более миллиона человек зарегистрировались, чтобы протестировать новую систему. Такой большой приток пользователей лишь маленький пример, как искусственный интеллект влияет на экосистему поиска.
Одно из возможных последствий внедрения искусственного интеллекта — рост фрагментации поиска. Это значит, что появится больше нишевых механизмов, обученных на конкретных наборах данных. Используя искусственный интеллект, различные сегменты пользователей смогут получать более точные и релевантные результаты, которые будут отвечать их конкретным потребностям и интересам.
Современная поисковая система вроде Google не совершенна. Она представляет собой неэффективный инструмент, с которым сложно взаимодействовать. Поисковая система неравномерно распределяет трафик на ограниченное количество страниц и часто содержит неточную и ненадежную информацию.
Большие языковые модели создают интересную альтернативу, как продемонстрировал Huberman Bot Дэна Шиппера:
- можно взять нишевую тему: например, здоровье и благополучие,
- найти надежный набор данных: доказательный подкаст о здоровье Huberman Lab,
- использовать запросы на базе языковой модели, чтобы создать собственную нишевую поисковую систему: получаем поисковую систему, которую можно спрашивать о здоровье и получать (почти) гарантированно правильные ответы.
Даже если такие нишевые поисковики не развиваются согласованно, каждый из них означает, что монополия Google на поиск уменьшается. Поиски сегодня вряд ли будут похожи на поиски завтра.
При покупке на год — скидка 30%
Главное, что все эти тенденции есть уже сегодня. Генеративный искусственный интеллект, вероятно, ускорит «созревание», которое мы наблюдаем в поиске:
- появится еще больше конкуренции во всех отраслях, за исключением самых маленьких,
- количество уникальных ключевых слов будет уменьшаться,
- большим и известным брендам будет легче сохранять свое превосходство.
SEO потребует больше усилий, но при этом будет давать меньше доходов.
Как удержаться в ТОПе выдачи Google или же войти туда 🏆
Идеи, описанные в статье, сейчас больше похожи на гадания на кофейной гуще, а не на подтвержденные факты. Будьте очень скептичны к кому-то, кто утверждает, что все это 100% будет происходить. SEO все еще работает и работает хорошо. Просто нужно немного больше размышлять и совершенствовать свои действия.
Если вы хотите вводить в свою работу искусственный интеллект, возможностей для вас множество. Есть много инструментов, которые вы можете внедрить раньше других, и благодаря этому выиграть.
В долгосрочной перспективе, возможно, следует подстраховаться несколькими способами:
📌 Укрепляйте команду не только в сфере создания контента, но и в других отраслях маркетинга. Уметь писать контент — лишь небольшая часть того, что должен уметь отличный контент-маркетолог. Создайте команду с профессионалами в таких областях, как анализ данных, дистрибуция контента, отраслевые исследования, техническое SEO и редактура. Нанимайте маркетологов широкого профиля, готовых экспериментировать.
📌 Разработайте свой собственный способ «прироста информации». Добавьте в свой контент оригинальную информацию, которая соответствует сильным сторонам вашей команды: создавайте инфографику, начните ежегодный сравнительный отчет или просто делитесь личным опытом и инсайтами вашей команды.
📌 Вкладывайтесь не только в поиск. Представьте самый плохой сценарий, когда трафик от SEO исчезает: как бы вы построили свой бизнес? Для многих компаний ответ кроется в социальном контенте, сообществах и медиамаркетинге, поэтому стоит начать исследовательскую работу.
В настоящее время эксперименты — это повестка дня: играйте с генеративным искусственным интеллектом, исследуйте удивительные и замечательные случаи использования AI и узнавайте о его сильных сторонах и ограничениях.
Расскажите нам в комментариях, используете ли вы уже генеративный AI в своей работе, и если да, то как именно он вам помогает 💬