За последние 20 лет интернет врос в нашу жизнь. Мы используем электронные платежные сервисы, оплачиваем коммунальные счета с помощью интернет-банкинга, ведем деловую и дружескую переписку. Если не соблюдать элементарные правила осторожности, наша конфиденциальная информация может стать добычей мошенников.
Фишинг — это одна из разновидностей мошенничества в интернете с целью получения незаконного доступа к конфиденциальным данным пользователей.
96% фишинговых атак приходятся на электронную почту. Еще 3% осуществляются через вредоносные сайты и всего 1% — по телефону. Исследования Symantec показывают, что в 2020 году из 4200 электронных писем хотя бы одно было фишинговым.
Что такое интернет-фишинг
Разберем подробнее, что же это такое.
🔎 Фишинг (от англ. phishing — выуживание) — это вид интернет-мошенничества, который заключается в краже конфиденциальных данных пользователей. Проще говоря, злоумышленники «разводят» пользователей на то, чтобы они сами раскрыли свои личные данные, например, номера телефонов, номера и секретные коды банковских карт, логины и пароли электронной почты и аккаунтов в социальных сетях.
Для этого пользователям предлагают некую услугу или возможность, которая завлекает их на такие действия. Например, пользователям социальной сети Instagram предлагают узнать, кто заходил на их личную страницу (хотя на самом деле такой возможности сама социальная сеть не предоставляет), а клиентам интернет-магазинов предлагают товар с сумасшедшей скидкой.
Интерес злоумышленников может вызвать любая другая конфиденциальная информация. Мошенники «выуживают» данные пользователей под различными благовидными предлогами: проверка авторизации на сайте, необходимость «отписаться» от спама в электронной почте, оплата покупки по бросовой цене или с большой скидкой, необходимость установить новое приложение.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ:
Прочитать статью — хорошо, а прочитать статью
и посмотреть видео — еще лучше!
Смотрите наше видео о том, что такое фишинг и фишинговая атака
Британский эксперимент
Одна из британских компаний, специализирующаяся на защите от мошенничества в интернете, провела любопытный эксперимент. Посетителям кофейни предлагали бесплатный кофе взамен на лайк корпоративной страницы заведения в Facebook. Пока посетитель делал заказ, сотрудники анализировали профиль человека и узнавали о нём множество личной информации. Пока готовилось кофе, бариста успевал «вывалить» на ошарашенного человека информацию о его дне рождения, именах родителей, образовании, вероисповедании и прочему. И всё это благодаря всего-навсего одному лайку! Таким интерактивным способом компания акцентировала внимание граждан на необходимости защиты своих персональных данных.
В последние годы количество случаев фишинга растет. Этому способствовала и пандемия — люди чаще покупали в интернете и чаще попадались мошенникам.
Чтобы бороться с фишингом, крупные компании уделяют всё больше внимания защите конфиденциальных данных пользователей. Социальные сети и ресурсы электронной почты практикуют привязку аккаунта пользователя к IP или мобильному телефону. Интернет-банкинг также использует смс-оповещения.
Однако расслабляться рано, поскольку электронная коммерция распространяется бешеными темпами, торговля в интернете процветает, социальные сети ежегодно привлекают миллионы новых пользователей, а уголовное право зачастую не поспевает за развитием информационных технологий. А значит, количество желающих заработать на человеческом доверии точно не уменьшится.
Статья по теме:
Как работает интернет-фишинг
Спецификой фишинга является то, что жертва мошенничества предоставляет свои конфиденциальные данные добровольно. Для этого злоумышленники оперируют такими инструментами, как фишинговые сайты, e-mail рассылка, фишинговые landing page, всплывающие окна, таргетированная реклама. Пользователь получает предложение зарегистрироваться для получения какой-либо выгоды или подтвердить свои персональные данные якобы для банковских или коммерческих учреждений, клиентом которых он является. Как правило, мошенники маскируются под известные компании, приложения социальных сетей, сервисы электронной почты. Электронный адрес отправителя действительно похож на адрес знакомой пользователю компании. Например, чтобы замаскироваться под интернет-магазин Aliexpress, мошенники шлют письма с адресов, содержащих слово Alliexpress или Aliexxpress. Работает та же схема, которая заставляет людей покупать дешевые китайские кроссовки таких «всемирно известных брендов», как Pumma или Abibas.
Злоумышленники пользуются низким уровнем осведомленности пользователей, в частности, незнанием элементарных правил сетевой безопасности. Прежде всего, устроителей фишинг-атак интересуют персональные данные, которые дают доступ к деньгам, поэтому жертвами фишинга могут становиться не только отдельные люди, но и банки, электронные платежные системы, аукционы.
Примеры схем интернет-фишинга
Вот самые популярные среди мошенников схемы онлайн-фишинга:
- Рассылка поддельных сообщений электронной почты, с просьбой подтвердить логин и пароль. Злоумышленники могут заспамить сообщениями миллионы адресов электронной почты в течение нескольких часов. Для этого базы предварительно покупаются. Однако за такие действия предусмотрена уголовная ответственность, а серверы, с которых рассылается спам, вычисляют и банят, поэтому этот способ медленно уходит в прошлое.
- Мошенники создают электронные письма с поддельной строкой «Mail From:», используя недостатки в почтовом протоколе SMTP. Когда посетитель отвечает на фишинговое сообщение, письмо с ответом автоматически пересылается мошенникам по электронной почте.
- Фишинговые схемы популярны при проведении интернет-аукционов. При этом товары выставляются на продажу через легальный интернет-аукцион, однако средства перечисляются через поддельный веб-узел.
- Фиктивные благотворительные организации, обращающиеся с просьбой о пожертвованиях.
- Создание фишинговых интернет-магазинов. Товары продаются по бросовым ценам либо с большими скидками. Это привлекает посетителей и они предоставляют данные своих банковских карт, не подозревая, что становятся жертвой мошенничества.
Как распознать фишинг
На электронную почту приходит письмо, которое начинается словами «Поздравляем! Вы выиграли…». Вам сообщают о победе в розыгрыше или лотерее, и чтобы получить приз, нужно всего-то авторизоваться, оставив на чужом ресурсе данные личного аккаунта. Как ни странно, такая примитивная стратегия обмана до сих пор действует, поскольку надежда на лучшее и стремление получить подарок лежат в природе человека.
Предложение оставить свои конфиденциальные данные может исходить от ресурса, который похож на хорошо знакомый вам сайт, а на самом деле оказывается фишинговым. Мошенники создают фишинговые сайты с узнаваемым дизайном и схожей адресной строкой. Они заманивают посетителей в фишинговые интернет-магазины бешеными скидками и низкими ценами. После того, как человек вводит информацию, необходимую для оплаты товара кредитной картой (номер кредитной карты, фамилию и имя пользователя, срок действия карты и секретный код CVV), информация попадает к злоумышленникам. Покупатель остается без товара и без денег на карте.
Велика вероятность увидеть ссылку на фишинговый сайт в комментариях на чужих страницах или группах в социальной сети. Ее также может прислать вам друг или знакомый, чей аккаунт уже взломали. Если ссылка вызывает хоть малейшее подозрение, лучше не рисковать и не переходит по ней.
Источники привлечения аудитории на фишинговый сайт
Источники привлечения пользователей на фишинговые сайты и приложения всегда разные. Это может быть рассылка в личку, спам на электронную почту, реклама или даже картинка, где показывается функционал программы/сервиса, а в комментариях уже дается ссылка на фишинговый сайт. При этом на фишинговом сайте может быть множество комментариев якобы от реальных пользователей. Это так называемая «прокладка». Мошенники часто работают по схеме «Источник -> Прокладка -> Фишинговый лендинг».
Как защититься от фишинга
Защита от фишинга включает в себя соблюдение нескольких элементарных правил безопасности в интернете.
1️⃣ Прежде всего, помните, что никому и ни при каких обстоятельствах нельзя передавать такие конфиденциальные данные, как пин-код банковской карты, пароль электронной почты или аккаунтов в социальных сетях. Ни банк, ни социальная сеть не станут запрашивать эти данные по электронной почте.
2️⃣ Установите хороший антивирус с последней базой антивирусов. Как правило, во всех современных антивирусах предусмотрена защита от шпионских и вредоносных программ. Социальные сети и браузеры также предупреждают пользователей о переходе на подозрительный сайт. Не игнорируйте эти предупреждения. Если социальная сеть рекомендует не переходить по ссылке, прислушайтесь. Если ваша электронная почта отмечает письмо как спам, скорее всего, у их отдела безопасности есть на то весомые основания.
3️⃣ Всегда обращайте внимание на дизайн сайта. Если сайт или лендинг кажется странным, недоработанным, склепанным на скорую руку или вызывает какие-то подозрения, то очень может быть, что это фишинговый сайт.
4️⃣ Обращайте внимание на адресную строку в ссылке перехода. Незначительные изменения в электронном адресе могут привести вас на абсолютно другой сайт (например, вместо gmail.com может быть gmeil.co, а вместо twitter.com — twiter.co или tviter.com). Также будьте осторожны с сокращенными ссылками (вроде bit.ly), поскольку с первого взгляда нельзя распознать, что за ними скрывается.
5️⃣ При посещении банковских сайтов, следите, чтобы было установлено защищенное соединение https. В адресной строке должен отображаться специальный символ — замок. Вы также можете проверить сертификат для HTTPS при клике по этому замку. Обращайте внимание, подтвержден ли сертификат во всплывающем окне.
6️⃣ Письма с неизвестных адресов, которые «давят на эмоции» или носят экстренный характер, должны в первую очередь вызывать подозрения. Письма, которые начинаются с таких заявлений, как «Ваш аккаунт взломан!» или «Ваш профиль будет заблокирован!» или, наоборот, объявляют вам о крупном выигрыше, в большинстве случаев являются мошенническими.
7️⃣ Остерегайтесь заходить на банковские веб-аккаунты через точки доступа общественного Wi-Fi. Мошенники могут перехватить ваши личные данные. Лучше воспользоваться мобильным интернетом или защищенным соединением.
8️⃣ Если обнаружили фишинговое письмо якобы от известной вам компании или сервиса, сообщите об этом в отделение этой компании. Скорее всего, компания примет меры для того, чтобы надежнее защитить вас как клиента. А еще вы можете связаться с веб-хостинг провайдером такого сайта и оставить жалобу. Большинство хостеров закрывают фишинговые веб-сайты при получении подобных сообщений. Этим вы поможете другим пользователям, которые могут стать жертвами фишинговых атак.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ:
Прочитать статью — хорошо, а прочитать статью
и посмотреть видео — еще лучше!
Смотрите наше видео, как защититься от фишинга
📌 А вообще, лучше никогда не переходите по подозрительным ссылкам. Часто бывают ситуации, когда вам на почту или в личном сообщении приходит странная ссылка, которую сложно идентифицировать. За ней вполне может скрываться вирус или фишинговый сайт. Даже если такая ссылка пришла якобы от вашего друга — стоит быть начеку. Аккаунт вашего знакомого могли взломать и он даже не догадываться, что от его имени идёт вредоносная рассылка.